Деление детей по конфессиям — опасная вещь!
Опубликовано на портале: 22-02-2011
Директор школы.
2010.
№ 7 (150).
С. 12.
Было бы однобоко по столь неоднозначной теме — введение в школах основ религии — отразить мнение только представителей религиозного сообщества. Мы постарались привлечь к обсуждению и представителей педагогического сообщества. В частности, свои опасения высказывает уполномоченный по правам ребенка в городе Москве, заслуженный учитель России Евгений Абрамович Бунимович. На мой взгляд, попытка решать все проблемы путем введения в школах соответствующих одночасовых предметов педагогически не эффективна. У нас, например, экологи просят дать им час предмета по экологии в школе, пожарные — час предмета по основам противопожарного дела, налоговики ко мне приходили с учебником по налогам для старших классов. Не понимая, что проблема неуплаты налогов не в том, что люди не знают об этом. Такие одночасовые предметы, такие вкрапления вообще не эффективны. Да в школе и без того перегруженность. Это во-первых.Во-вторых, сам предмет «Основы религиозной культуры» — это вообще, на мой взгляд, очень сложный вопрос. Да, я убежден, что нам нужно обсуждать эти вопросы и невозможно изучать, например, русскую классическую литературу и не затрагивать темы религии, когда у Толстого или Достоевского постоянно идут в произведениях споры о Боге. Кроме того, религия всегда была одним из серьезнейших вопросов нашей истории, нашей жизни. Но когда изучать? Где? Как? На обязательной или добровольной основе? В других предметах или специально? Я думаю, что рискованно то, что предложено сейчас: разделять пятиклассников по конфессиям. Как бы не навредить! Когда в школу в первый класс приходят дети, их произвольно разделяют на классы, и через месяц появляется соперничество между «ашками» и «бэшками», которое длится на протяжении всей школьной жизни. А тут начнут делить детей по религиозным конфессиям! Ведь какая модель предложена: одни пойдут на православие, другие на иудаизм, третьи станут изучать мусульманство. И на следующий день эти дети начнут думать: «Ага, они другие, они не такие, как мы, они чужие!» Это будет деление по очень серьезным вопросам, с трудом понимаемым в том возрасте. Это очень и очень опасно!
Ключевые слова
См. также:
Социологические исследования.
2005.
№ 6.
С. 46-56.
[Статья]
Социологические исследования.
2007.
№ 2.
С. 120-124.
[Статья]
Вопросы образования.
2006.
№ 4.
С. 301-309.
[Статья]
Вопросы образования.
2006.
№ 4.
С. 294-300.
[Статья]
Директор школы.
1993.
№ 3.
С. 40-44.
[Статья]
Директор школы.
2010.
№ 7 (150).
С. 13-14.
[Статья]