Эксоцман
на главную поиск contacts

Список литературы – скорее сигнал, чем руководство к действию

24.02.2011
7 марта заканчивается регистрация участников студенческих олимпиад НИУ ВШЭ. Ее победители получат право на зачисление в магистратуру. О том, что собой представляет «хорошо выполненное олимпиадное задание» поступающего на магистерскую программу «Комплексный социальный анализ», рассуждают заведующая кафедрой анализа социальных институтов НИУ ВШЭ Инна Девятко и ее заместитель Роман Абрамов.

— Примеры заданий для участников олимпиады предполагают, в частности, комментарии к высказываниям на различные социологические темы. Получается, что поступающий в магистратуру должен в первую очередь обладать определенного рода начитанностью?

Инна Девятко:

— Я бы так не сказала. Составленные нами задания не предполагают, что участник олимпиады покажет чисто текстологические познания. Скорее мы ждем рассудительности, качественной логической аргументации и умения мыслить. Наши будущие магистранты не должны некритическим образом воспроизводить те или иные мнения из учебников, статьи из энциклопедий, штампы, распространенные среди гуманитарной интеллигенции.

Приведу конкретный пример: задание одной из олимпиад прошлых лет включало таблицу с числовыми данными, результатами реального исследования. В принципе, предполагалось, что участники олимпиады должны были посчитать хи-квадрат *. Однако можно было обойтись и без этого — достаточно просто привести взвешенные, самостоятельные, аргументированные суждения. Я вполне допускаю, что не все поступающие к нам умеют вычислять хи-квадрат, этот навык может стать одним из результатов их дальнейшего обучения. Но они должны мыслить самостоятельно и критически. Конечно, мы надеемся и на определенный уровень начитанности в социальных науках, но критическое мышление является первоочередным.

Так, если в задании требуется «доказать теорему Томаса», мы будем очень рады, если человек знает, кто впервые назвал ее теоремой, каков был научный контекст ее появления и как сам американский социолог Уильям Айзек Томас намеревался ее доказывать. Однако если мы увидим, что участник, не обладая всеми этими знаниями, просто способен задуматься о теореме Томаса и возможностях ее доказательства, а также разумно обосновать свою позицию, этого может оказаться вполне достаточно для поступления. В конце концов, недостающие знания можно получить в ходе обучения.

— А чего бы вы категорически не хотели видеть в работах участников олимпиады?

Роман Абрамов:

— Очень не хотелось бы наблюдать догматические суждения, узость мышления, начетничество. Понятно, что в социологии возможны разные мнения по разным вопросам, ведется много дискуссий, однако наши магистранты должны уметь критически оценить собственные взгляды. Те, кто к этому не способен, иногда демонстрируют весьма курьезные результаты.

Одно из заданий прошлых лет включало провокационный вопрос. Приводились данные исследования в среде военнослужащих, и на основе имеющихся цифр можно было предположить, что агрессивное поведение связано с уровнем гормона тестостерона в крови человека. Мы рассчитывали на рассуждения о том, можно ли в принципе сводить особенности человеческого поведения к чисто биологическим факторам, стоит ли объяснять несоциальными проблемами явления социальной жизни. Разумеется, было очень приятно получить в ряде работ объяснительные схемы, демонстрирующие знакомство авторов с трудами социобиологов. Но один из участников поразил проверяющих тем, что покрыл пять страниц черновика вычислениями в столбик: сложением, вычитанием, умножением и делением приведенных девяти цифр. При этом в чистовике у него не было практически ничего. Подобное стремление непременно выжать тайное знание из чисел, на наш взгляд, говорит либо о чрезмерном волнении, либо об узости и догматичности мышления.

— Получается, для того, чтобы хорошо подготовиться к олимпиаде, не обязательно прочитать весь список литературы?

И.Д.:

— Список литературы — скорее сигнал, чем руководство к действию. Мы хотели бы сразу показать нашим потенциальным магистрантам, что для успешного обучения им придется читать тексты такого уровня.

Кроме того, не хотелось бы, чтобы к олимпиаде готовились по учебникам и энциклопедиям — уровень магистратуры предполагает чтение первоисточников. Наконец, авторов, чьи книги приведены в списке литературы, как раз отличает умение аргументировать, критическое мышление и способность отделить область, в которой они компетентны, от областей, где их знаний недостаточно — а это и есть качество настоящего исследователя.

Р. А.:

— Список достаточно сбалансирован, он включает и тексты по истории социологии, и тексты по методологии исследований, чтобы претенденты без социологического образования могли успешно подготовиться и к написанию олимпиадной работы, и к дальнейшей учебе. К нам из года в год поступают люди с историческим, филологическим образованием. Наш опыт показывает, что те, кто прочитал весь приведенный список литературы, могут потом успешно учиться, не тратя время на восполнение начальных социологических знаний.

Беседовала Екатерина Рылько

*Хи-квадрат распределение и основанный на нём коэффициент служат основой, например, для анализа связи между переменными.