Эксоцман
на главную поиск contacts

Лучшие вузы воспользуются стандартом, чтобы укрепить свои позиции

Игорь Баранов, советник проректора, доцент кафедры государственного и муниципального управления ВШМ СПбГУ
25.02.2011
Консорциум разработчиков федеральных государственных образовательных стандартов по менеджменту возглавила Высшая школа менеджмента СПбГУ. Как проходила работа над стандартами и как они могут изменить ситуацию на рынке высшего образования?

— Игорь Николаевич, над стандартами третьего поколения по менеджменту работал консорциум из 10 ведущих российских вузов, а не Учебно-методическое объединение вузов (УМО) – это новый для нашей практики подход. Как это повлияло на результат?

— Мы не были обременены шлейфом из 400-600 вузов, которые готовят специалистов в области менеджмента и для согласования собственных интересов пишут стандарт, отражающий среднее по вузам качество подготовки. Как мне кажется, нам в рамках нашей работы удалось создать стандарт достаточно высокого качества. В консорциум вузов кроме нас входили МГУ, НИУ ВШЭ, Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Финансовый университет, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет, Государственный университет управления и Сибирский федеральный университет.

— А как так получилось, что СПбГУ возглавил консорциум?

— Это было решение самой группы. Полагаю, оно связано с тем, что ВШМ СПбГУ - наиболее интернационализированная школа бизнеса в России: мы имеем уникальный для России набор международных аккредитаций программ бакалавриата, магистратуры, ЕМВА. У нас достаточно высокая академическая репутация - ВШМ СПбГУ издает два академических журнала. К тому же мы наряду с Московской школой управления «Сколково» являемся участниками национального проекта «Образование» - в 2006 году мы были выбраны Правительством РФ для реализации идеи создания двух бизнес-школ мирового уровня.

— А конкуренты у вашего консорциума были?

— Да, в первую очередь, традиционное УМО. На конкурс Минобрнауки альтернативную заявку подал Государственный университет управления (ГУУ), который был участником нашего консорциума, но сформировал и собственную заявку.

— В ваш консорциум входили ведущие российские вузы. Вы установили весьма высокую планку, на которую теперь должны будут ориентироваться все, но всем ли это по силам?

— Я не могу сказать, что планка – очень высокая. Я бы хотел уточнить, что стандарт выдвигает минимальные требования, поэтому это высокая планка для минимальных требований.

Но естественно, у самых слабых вузов не будет возможности обеспечивать соответствие своих программ новому стандарту. Очевидно, что у нас излишнее количество государственных вузов, которые ведут подготовку по направлению менеджмент. И стандарт может быть и инструментом решения вопроса о выделении вузов, способных обеспечить качественную подготовку.

Есть еще значительная группа вузов - их большинство, которые могут работать на достаточно высоком уровне, но сейчас из-за распыления ресурсов - дробления направлений подготовки, специальностей и специализаций - этого не делают. Случается, что у них нет к этому внятных стимулов, и новый стандарт отчасти восполняет их отсутствие.

Дело в том, что стандарты второго и третьего поколения отличаются по количеству направлений и специальностей. Второе поколение стандартов включало больше 10 направлений и специальностей управленческого образования. Сейчас же произошла консолидация: осталось по сути одно направление – менеджмент, и смежная с ним бизнес-информатика.

На деле это означает, что теперь совершенно иначе будет выстраиваться политика вузов в части конкуренции друг с другом на рынке образовательных услуг. Если раньше конкуренция основывалась на дифференциации образовательного продукта (вузы старались иметь весь набор специальностей, как правило, с небольшим набором на каждую), то сейчас будет более очевидная конкуренция в части обеспечения ядра подготовки. Сконцентрировав имеющиеся ресурсы на решении этой задачи, вузы будут иметь возможность реализовать требования стандарта.

Вообще же стандарт – это некая система сигналов: о чем должна идти речь в учебных программах, к чему вузы должны стремиться, как обеспечить международную сопоставимость программ обучения. Как мне кажется, достижения соответствия стандарту для многих российских вузов - это вопрос не пары лет, а более длительной перспективы.

— Чтобы разъяснить, как работать по новым стандартам, в вузах, в том числе и у вас, организуют различные курсы, программы повышения квалификации. Чему вы учите?

— Мы предлагаем интенсивные четырехдневные программы, которые рассчитаны на руководителей образовательных программ по менеджменту, на деканов факультетов менеджмента. На них речь идет не только о содержательной части стандартов, но и о том, как лучше реализовать их организационно, чтобы обеспечить хотя бы минимальную международную сопоставимость подготовки. Мы проводим программы 3-4 раза в год, каждый раз собирая солидную группу вузов, - и уже по составу групп можно сделать вывод, кто заинтересован в изменении ситуации в обучении в лучшую сторону, а кто – в формальном принятии стандартов.

— При обсуждении стандартов, как правило, наибольшие опасения вызывает переход в обучении на оценку компетенций, а не знаний, которые студенты приобрели. В чем, на ваш взгляд, сложности?

— Я бы обратил внимание на два аспекта.

Многие из компетенций связаны не с каким-то конкретным курсом, а возникают как синтез обучения в рамках нескольких дисциплин, выполнения проектов и прохождения производственной практики. Оценить же результаты обучения в целом по программе, а не на основе остаточных знаний по отдельным дисциплинам, на самом деле непросто.

Вторая проблема касается пока небольшого количества вузов, - это перезачет дисциплин при наличии национальной или международной мобильности студентов. Если раньше мы сопоставляли дисциплины, то сейчас - компетенции, которые были получены в рамках изучения тех или иных дисциплин. При этом названия дисциплин могут дословно и не совпадать. Так, при переводе в другие вузы студенты теперь должны сдать экзамен, по итогам которого оценивается, были ли у них сформированы требуемые компетенции или нет.

— В этой связи преподаватели должны будут работать иначе…

— Сам по себе новый стандарт не предполагает, что работа преподавателей или содержание курсов должны кардинально измениться. Речь скорее идет о том, что конкурентоспособность программы и вуза будет определяться в первую очередь ключевыми курсами. Допустим, стандарт предполагает, что курс по управлению человеческими ресурсами должен быть обязательным, но то, как он будет читаться, зависит от самого вуза, типа программы и, конечно, преподавателя.

Стандарт создает новые возможности для преподавателей, подразумевая сокращение числа дисциплин при одновременном повышении качества их преподавания. Потенциально - мы проверяли это на многих вузах, которые, в том числе, участвовали в наших программах повышения квалификации, - стандарт создает возможность сокращения аудиторной нагрузки преподавателей в полтора-два раза. Это значит, что преподаватели могут больше внимания уделять учебно-методической работе и работе со студентами, индивидуализируя процесс обучения. Можно будет тратить больше времени на предоставление обратной связи студентам по их работам и проектам, подготовку методических материалов, научную работу, что сейчас – при аудиторной нагрузке преподавателя в 400-500 часов в год - просто невозможно.

— А какие-то новые формы – мастер-классы, дискуссии - появятся? Ведь новый стандарт ограничивает аудиторную работу, лекции 40 процентами учебного времени.

— Стандарт действительно предписывает значительную долю активных методов обучения, а не просто лекций. При этом про конкретные форматы – мастер-классы или другие инновационные методы – в стандарте речь не идет. Но конкуренция, которая будет вызвана прямым сопоставлением программ по менеджменту, приведет к тому, что вузы будут заинтересованы в применении таких методов.

Я подчеркну, что это лишь возможность, которой вузы и преподаватели могут воспользоваться, а могут продолжать работать, как прежде. К сожалению, инерция велика. Стандарт же в части формата занятий носит во многом рекомендательный характер, он не предписывает решений, последствия которых могли бы на себе мгновенно почувствовать преподаватели и студенты.

— А работодатели – ощутят преимущества нового стандарта? По некоторым направлениям они принимали активное участие в их разработке.

— Новый стандарт создает стимулы для сотрудничества вузов с работодателями. Если в предыдущем стандарте производственная и преддипломная практика носила отвлеченный характер, то сейчас в перечне компетенций есть такие, которые нельзя сформировать, если в вузе не налажена реальная, а не формальная система практик. Эта система должна базироваться на наличии прямых контактов вузов с потенциальными работодателями, установлении четких требований к условиям и результатам практики – чтобы студенты не занимались «перекладыванием бумажек».

Другой вопрос – какие вузы и в какой степени воспользуются возможностью налаживания эффективных контактов с компаниями.

— По стандартам третьего поколения вузы начнут работать уже в новом учебном году. Времени, чтобы подготовиться к переходу на новые стандарты, хватает?

— Времени осталось действительно мало. Окончательный переход на двухуровневую модель образования переносился из года в год. И в результате многие вузы ждут, что называется, до последнего, набирая на программы специалитета.

Чтобы учебные планы были доступны абитуриентам уже этим летом во время приемной кампании, они должны быть приняты не позже конца мая. Иными словами, у 80 процентов вузов они должны появиться этой весной. Надеюсь, работа не будет выполнена в последний момент.

Так или иначе, сейчас все задумались о том, что переход на новые стандарты должен состояться, но мы понимаем: есть разница между формальной и реальной работой.

Процесс, который начался в российской высшей школе уже давно - стратификация вузов по уровню подготовки и научному потенциалу, - будет ускорен переходом на новые стандарты. Лучшие вузы воспользуются стандартом, чтобы укрепить свои конкурентные позиции, но значительная часть вузов может их потерять.

Беседовала Елена Кузнецова

ФГОС ВПО для бакалавров и магистров по направлениям "Экономика", "Социология", "Менеджмент", "Бизнес-информатика", "Государственное и муниципальное управление"