Эксоцман
на главную поиск contacts

Учиться по новому стандарту будет интереснее

Татьяна Шульга, декан факультета информатики и информационных технологий Саратовского государственного социально-экономического университета
1.03.2011
Какие преимущества несет в себе федеральный государственный стандарт третьего поколения по направлению «Бизнес-информатика»? Как можно проверить освоение предусмотренных им компетенций, и нужно ли преподавателям проходить курсы повышения квалификации, чтобы работать по-новому?

— Татьяна Эриковна, в основе стандарта третьего поколения – компетентностный подход, который в новинку не только для нашей страны: во многих европейских вузах его только начинают внедрять. С чем связаны сложности перехода?

— Если в рамках действующих стандартов предусмотрен набор дисциплин, и по каждой студент получает определенные знания и умения, то в основе этого нового регулирующего обучение документа - компетенции, которые могут быть распределены между несколькими дисциплинами.

Так, на нашем факультете в качестве профилей подготовки по направлению «Бизнес-инфоматика» мы выбрали «Электронный бизнес» и «Информационные системы управления бизнесом». Наша задача теперь – выстроить дисциплины в рамках этих профилей в такой последовательности, чтобы у студентов сложилась целостная картина – к примеру, из курсов, связанных с IT-инфраструктурой или архитектурой предприятия. Профессиональных компетенций, связанных с этой сферой, несколько, и они рассредоточены по разным курсам – «IT-инфраструктура предприятия», «Информационные системы управления производственной компанией», «Система поддержки принятия решений», «Информационная безопасность», «Эффективность IT», «Информационный менеджмент». Одни и те же компетенции «перетекают» из курса в курс, и каждый следующий может углублять какой-то аспект предыдущего.

Сложность для нас заключается в том, чтобы на основе стандарта правильно разработать учебный план, в котором компетенции будут грамотно «поделены» между дисциплинами, выстроить последовательность дисциплин так, чтобы компетенции действительно «перетекали» одна в другую.

Я считаю, что компетентностный подход – главное преимущество стандарта третьего поколения, но в его грамотной реализации кроются и основные сложности. Во всем остальном следовать новому стандарту проще: это пересчет кредитов в часы, реализация ограничений на аудиторные часы, виды и формы занятий, обеспечение студентов электронными и современными печатными учебными изданиям – то есть не более чем организационная работа, которую следует аккуратно, добросовестно выполнить.

— Говорят еще, сложно проверить, овладел ли студент той или иной компетенцией… Как это можно измерить?

— Это и в самом деле непросто. Оценить компетенцию, определяемую как «способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности», в рамках традиционного экзамена, на мой взгляд, очень трудно. В полной мере это возможно сделать только на практике.

К сожалению, на производственную практику отводится мало часов. Мы выходим из этой ситуации путем увеличения групповых практических занятий по дисциплинам – идем путем разработки коллективных проектов, особенно на старших курсах. Ведь знания, умения и личностные качества лучше всего можно продемонстрировать, выполняя работу в команде.

Несомненно, такой подход требует от преподавателей определенных усилий. Им легче давать индивидуальные задания и проверять их выполнение. А чтобы оценить компетенции, надо продумать проект и следить за тем, как студенты над ним работают, как проводят его презентацию.

Есть среди нас коллеги, работающие по такой схеме давно. Сейчас мы пытаемся распространить этот опыт на все дисциплины старших курсов. Надо будет менять психологию преподавателей...

— В IT-сфере, наверное, это особенно непросто: грамотные преподаватели – в дефиците.

— Кадровый вопрос стоит очень остро. Проблема в том, что молодых успешных преподавателей «переманивают» в реальный сектор. У нас был такой негативный опыт - мы назначали преподавателей для сотрудничества с компаниями, и когда там видели, насколько это грамотные, инициативные сотрудники, им предлагали остаться работать.

Единственное, что радует: дефицит IT-специалистов настолько велик, что сами компании вынуждены идти на сотрудничество с вузами - они присылают к нам своих сотрудников, чтобы те преподавали спецкурсы и могли «присматривать» себе будущих работников.

Дефицит кадров в IT-сфере сохранился даже во время кризиса. И, по прогнозам, в ближайшие годы мало что изменится: мы уже сейчас набираем недостаточно абитуриентов, через 4 - 5 лет наши выпускники не смогут закрыть потребности в кадрах. Российское IT-сообщество неоднократно поднимало вопрос о необходимости увеличения количества бюджетных мест на это направление.

— В новом стандарте расширена вариативная часть учебного плана. У студентов будет больше возможностей для самостоятельного выбора дисциплин. Насколько в вузах готовы к этому?

— Дисциплины по выбору предполагались и старыми стандартами. Увеличение их количества, конечно, может вызвать организационные трудности. Но, думаю, больше трудностей вызовет изменение структуры учебного процесса - новый стандарт огромный объем времени отводит на самостоятельную работу: лекции должны занимать не более 40 процентов аудиторных занятий. К тому же не менее 20 процентов занятий должно проводиться в интерактивных формах. В таких условиях обычные «бумажные» контрольные работы, к примеру, - «непозволительная роскошь». Поэтому мы давно начали практиковать, в частности, электронные курсы, электронные консультации.

— Времени для перехода на новый стандарт осталось не так уж много, многие сетуют на сжатые сроки.

— Да, я знаю, но время для работы еще есть.

Стандарт по направлению «Бизнес-информатика», разработанный консорциумом вузов во главе с НИУ ВШЭ, был утвержден в январе прошлого года, и уже весной мы стали готовиться - думали, какие выбрать профили. В начале этого года подготовили учебный план, и еще восемь месяцев остается для разработки образовательных программ.

Надо иметь в виду: программы разрабатываются не «с нуля»- большинство курсов мы читаем годами - так, у нас сохранены все базовые математические курсы, мы еще раз отследили их последовательность, связь с IT-дисциплинами. А новые предметы чаще всего представляют собой модернизацию или углубление курсов, читаемых ранее.

— Сейчас для некоторых направлений организуют курсы по переходу на стандарт третьего поколения. Вам помощь со стороны его разработчиков требуется?

— Не могу сказать, что у нас на данный момент есть к ним вопросы - Учебно-методическое объединение вузов (УМО) по направлению «Бизнес-информатика» очень активное, мы часто собираемся, и мы участвовали в разработке стандарта как эксперты. Скорее можно говорить не о помощи, а о сотрудничестве – стандарт разрабатывался на наших глазах, совместными усилиями образовательного и профессионального сообществ.

Что касается каких-то деталей – скажем, по количеству кредитов, – нам легко уточнить их в УМО.

Но я считаю, что нам повезло с УМО. Насколько мне известно, по некоторым новым стандартам у вузов все еще остаются вопросы к разработчикам.

— А преподавателям понятно, как работать по новому стандарту? Или нужны курсы повышения квалификации?

— Преподавателям, заведующим кафедрами - безусловно, нужны разъяснения, и мы неоднократно собирали их с этой целью. Это работа вуза:у нас была создана рабочая группа, мы определили основные направления ее работы. Каждый преподаватель получил в руки памятку с объяснением таких элементарных вещей, как, например, перевести кредиты в часы, как перестроить учебную программу.

Нас приглашали и на соответствующие методические семинары, но мы на уровне вуза эту проблему решили, и в своем УМО по всем вопросам всегда можем проконсультироваться. В тех же вузах, где руководство не организовало такой работы, у преподавателей, разумеется, возникает масса вопросов.

— Новый стандарт предусматривает переход на систему кредитных единиц при зачете курсов. Предполагается, это должно повысить мобильность студентов. Так ли это?

— С кредитами станет проще. Но принимающий вуз в любом случае будет смотреть не просто на название дисциплины и количество кредитов, а на те компетенции, какие человек получил. Если студент, например, на год уехал учиться в другой вуз и, вернувшись, хочет продолжить образование у нас и получить диплом нашего вуза, то некоторые дисциплины в соответствии с компетенциями мы сможем перезачесть, а что-то придется досдать - мы не имеем права выдавать диплом без освоения студентами базовых дисциплин, предусмотренных госстандартом.

Но надо иметь в виду, что сохраняются еще языковой и экономический барьеры: чтобы учиться в других вузах за рубежом или у нас в стране, студент не только должен знать язык, но должен быть и достаточно обеспечен. Далеко не все могут выиграть грант на обучение, а система образовательных кредитов у нас еще недостаточно развита.

— Можно ли сравнить уровень подготовки студентов, оканчивающих вузы сейчас, и тех, кому предстоит учиться по стандарту третьего поколения? Кто в более выигрышной, сильной позиции?

— Сложный вопрос.

Тем, кто будет учиться по новому стандарту, придется меньше переучиваться и доучиваться: новый стандарт учитывает современные тенденции и дает вузам гораздо больше по организации учебного процесса, позволяя ориентировать выпускников на местные рынки труда.

Учиться по новому стандарту будет, несомненно, интереснее. С другой стороны, учиться будет труднее.

А будут ли сильнее выпускники, с уверенностью можно будет сказать только через четыре года.

Беседовала Елена Кузнецова

Сокращенную версию читайте на портале информационного агентства РИА Новости

 

ФГОС ВПО для бакалавров и магистров по направлениям "Экономика", "Социология", "Менеджмент", "Бизнес-информатика", "Государственное и муниципальное управление"