Эксоцман
на главную поиск contacts

Профессия – государственный служащий

Валерий Январев, профессор факультета государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ, первый заместитель министра труда и социального развития России в 2002-2004 г.г.
3.03.2011
«Карьера добросовестных и способных молодых людей на госслужбе развивается обычно быстро…».

Валерий Андреевич, давайте начнем с простого вопроса:где обычно работают государственные чиновники? Чем отличаются между собой служащие федеральных министерств, агентств, служб и других государственных органов – и у кого преимущество?

— У нас, в России единая система государственной гражданской службы, которая осуществляется различными органами законодательной, судебной и исполнительной власти. К федеральным органам исполнительной власти относятся федеральные министерства, агентства и службы. Кроме того, государственные служащие работают в аппаратах администрации президента Российской Федерации, правительства Российской Федерации и ряде других органов власти.

Характер работы в разных органах власти определяется полномочиями, возлагаемыми на них действующим законодательством. Количество полномочий у органов различно. В обобщенном виде можно сказать, что министерства занимаются, в основном, законотворческой деятельностью и выработкой политики в своей области.

Федеральные агентства занимаются реализацией политики, которая вырабатывается министерствами. Естественно, они участвуют в выработке политики, и их предложения учитываются при подготовке соответствующих нормативных правовых актов, но все-таки характер их деятельности в основном сосредоточен на исполнении возложенных на них государственных функций и предоставлении государственных услуг. На федеральные службы возлагаются функции надзора и контроля по исполнению полномочий, которые реализуются государственными органами.

Говорить о преимуществах работы в тех или иных государственных органах, как мне кажется, трудно, здесь все зависит от интересов и способностей каждого конкретного человека.

— Тем не менее считается, что, например, в администрации президента заработки выше, а работа более перспективна...

— Перспективы — дело индивидуальное, а вот оплата труда там действительно несколько выше. Это связано с особенностями структуры оплаты труда государственных служащих. Размер денежного содержания, а именно так называется его зарплата, зависит от должности, которую он занимает, его квалификации, стажа государственной службы и ряда других факторов. Денежное содержание складывается из должностного оклада, оклада за классный чин и дополнительных выплат. Оклады денежного содержания госслужащих устанавливаются указами президента РФ в соответствии с замещаемыми ими должностями государственной гражданской службы. Дополнительные выплаты носят, как правило, ежемесячный характер и установлены в процентах к должностному окладу госслужащего.

Таким образом, различие в оплате труда госслужащих зависит от замещаемых ими должностей. Должности на государственной гражданской службе закреплены в Реестре должностей и классифицированы там по государственным органам, категориям и группам должностей. Принципы установления оплаты труда госслужащих во всех органах одинаковы и определены действующим законодательством о государственной службе.                 

— Вы упомянули систему классных чинов. Что это такое?

— Классный чин – это присваиваемый персонально государственному служащему чин в соответствии с замещаемой им должностью, уровнем его профессиональной подготовленности и характером выполняемой им работы. Для присвоения классного чина государственный служащий должен сдать квалификационный экзамен, который принимается конкурсной или квалификационной комиссиями, образованными в госорганах.

Законом с учетом групп должностей установлены следующие классные чины:действительный государственный советник РФ, государственный советник РФ, советник государственной гражданской службы РФ, референт государственной гражданской службы РФ, секретарь государственной гражданской службы РФ. Кроме того, классные чины по каждой группе должностей подразделяются на чины 1, 2, 3 класса.

По классному чину, присвоенному государственному служащему, можно судить о его карьерном росте, продвижении по службе, уровне профессиональной подготовленности и соответствии квалификационным требованиям.

— Честно говоря, создается впечатление, что экзамен на классный чин — довольно формальная процедура...

— Ничего подобного. Каждый раз квалификационный экзамен на присвоение очередного или первоначального классного чина проводится, как отмечалось, аттестационной или конкурсной комиссией. В состав комиссии в обязательном порядке входят представители правовой и кадровой служб, руководитель подразделения, в котором работает госслужащий, независимые эксперты. Процедура отнюдь не формальная, это настоящая экзаменационная процедура с использованием существующих методов оценки, включая тестирования или собеседования, где оцениваются знания, профессиональные навыки и умения претендента в соответствии с его должностным регламентом. 

На мой взгляд, может быть, не совсем правильно то, что классный чин у нас жестко связан с должностью. Получается, что когда человек приходит на госслужбу впервые на высокую должность, ему сразу присваивают высокий чин.                     

— Как вы считаете, какой смысл молодому человеку идти на госслужбу, а не в частную компанию? Какие тут могут быть преимущества?

— Оплата труда госслужащих сейчас только приближаются к доходам работников коммерческих организаций. Особенно это касается молодежи. У молодых людей, которые приходят на госслужбу, как правило, невысокие должности и классные чины, нет надбавок за стаж. В результате, особенно в первые годы работы, заработок получается «неконкурентоспособный». Это минус.

Однако у госслужбы есть много преимуществ, особенно для молодого специалиста. На госслужбе молодой сотрудник имеет возможность сразу же принимать активное участие в разработке важнейших государственных документов, в подготовке различных нормативных правовых актов. Он быстро понимает, что эта его деятельность не только интересна, но и важна для общества. Например, если его работа связанна с пенсионным законодательством, то она важна для миллионов простых людей.

Карьера молодых людей на госслужбе обычно развивается быстро, деловой и квалифицированный человек может многого добиться в довольно короткие сроки. По опыту своей работы могу сказать, что молодому специалисту за 5-7 лет работы стать руководителем структурного подразделения федерального органа власти — вполне реально. Это неплохой результат.           

— Как раз о карьере:сразу напрашивается вопрос — говорят, на госслужбу берут преимущественно по знакомству и продвигают тоже...

— Вакантные должности на гражданской службе замещаются на основе конкурсных процедур, с учетом профессиональных знаний и деловых качеств претендентов. Такой порядок все больше входит в практику деятельности кадровых служб госорганов.

Вместе с тем действующим законодательством о гражданской службе для ряда категорий государственных служащих предусмотрен бесконкурсный порядок поступления на госслужбу. Закон исходит из командного принципа формирования исполнителей, при котором руководитель имеет возможность пригласить в свою команду тех, с кем он работал раньше, квалификация и деловые качества кого ему хорошо известны. Конечно, руководитель с ними знаком, но можно ли считать, что их приняли «по знакомству»?

Разумеется, всегда кто-то с кем-то раньше работал или учился вместе — это имеет значение. Но думаю, это исключение из правила, и такое бывает везде, а не только на госслужбе. За 35 лет своей государственной службы могу сказать:такого, чтобы на работу в госорганы принимали того, кто не разбирается в поручаемом материале, на моей памяти не бывало.

— Насколько работа госслужащих усложняется различными формальными правилами, с которыми она связана, — бесконечными регламентами, циркулярами?

— Здесь можно говорить о двух аспектах этой проблемы. Существующие сейчас должностные регламенты государственных служащих — это описание функционала каждой конкретной должности, то есть должностные обязанности государственного служащего на замещаемой должности. По-моему, наличие такого регламента — скорее плюс, так как в случае возникновения каких-либо проблем можно руководствоваться этим документом.

Второй аспект регламентации состоит в разработке госорганами административных регламентов исполнения государственных функций или услуг. Эти регламенты направлены на совершенствование деятельности госорганов по оказанию государственных функций или услуг населению и организациям, включая рационализацию деятельности исполняющих их государственных служащих.

— Как вы считаете, необходимо ли чиновникам образование в области госуправления? Или в Минобрнауки лучше приходить выпускнику педагогического вуза, в Минэконмразвития — экономисту?

— Я считаю, необходимо. Но федеральных госслужащих, имеющих специальное образование в области госуправления, очень мало. По существу, те, кто имеет такое образование, получили его, закончив курсы дополнительного профессионального образования либо нашего университета, либо МГУ, либо Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС), но все-таки это дополнительное образование.

Важно, чтобы вузы и факультеты, занимающиеся подготовкой специалистов в области госуправления, больше работали над тем, чтобы их выпускники чаще шли на работу в государственные органы. К сожалению, здесь существует определенная проблема. Я не так давно работаю в ВШЭ и по памяти могу назвать примерно пятерку выпусков нашего факультета последних 2-3 лет, кто поступил работать в госаппарат, да и среди пятикурсников единицы тех, кто совмещают работу в госорганах и учебу, хотя в целом работающих немало. Государство также, на мой взгляд, должно более активно привлекать молодежь на госслужбу, в том числе меняя структуру оплаты труда молодых специалистов. Отсутствие профессиональных госслужащих не лучшим образом сказывается на работе госорганов.

Беседовала Екатерина Рылько