Эксоцман
на главную поиск contacts

Профессия - IT-менеджер

Максим Хивинцев, директор по развитию Интернет-магазина SotMarket
28.03.2011
«Утром я могу ставить IT-задачи перед программистами, а вечером - проводить финансовые переговоры с инвестором из Нью-Йорка…»

Максим, вы директор по развитию. Логично предположить, что вы нацелены на развитие компании. На что конкретно?

— В Интернет-магазине это открытие новых сервисов, повышение качества обслуживания, оптимизация внутренних бизнес-процессов, привлечение новых партнеров и финансовых средств, работа с поставщиками, маркетинг – направлений много.

— Как складывается ваш рабочий день? Вы ведь не «айтишник», который работает с «железом».

— Нет, конечно. Но мы на пару с генеральным директором, с которым, кстати, вместе учились, ставим задачи перед нашими программистами, штат которых состоит из 15 человек. Сегодня в нашем распоряжении мощнейшая разработанная собственными силами информационная система для управления Интернет-торговлей – и она продолжает дорабатываться.

К примеру, нам необходимо реализовать аналитическое определение необходимого числа операторов в call-центре на каждый момент времени, чтобы эффективнее использовать персонал. Эту задачу я описываю программисту: по каким формулам надо производить расчеты, как интегрировать это с графиком сотрудников, что должен выдавать алгоритм на выходе, в какие сроки и чего мы хотим добиться. Затем я лишь курирую разработку и проверяю исполнение, а сам ничего не кодирую.

При этом если утром я могу работать с программистами, то вечером у меня могут быть переговоры с инвесторами: недавно, к примеру, к нам приезжал инвестор из Нью-Йорка, представляющий крупный инвестиционный фонд, и я должен был проводить переговоры о продаже нашей рыночной доли. Надо было понять, нужно ли нам привлекать инвестиции в текущей ситуации, подготовить презентацию, представить необходимые финансовые показатели…

После общения, к слову, мы поняли, что будем хорошими партнерами, но, как мне показалось, пока рано вести речь о привлечении инвестора, потому что нет прозрачных инструментов управления компанией, благодаря которым мы совместно смогли бы ей управлять – он в Нью-Йорке, а мы – в Москве. И вот сейчас я описываю задачи на разработку таких инструментов…

— А не сложно в двадцать два года вести переговоры с инвесторами? Убеждать, доносить свою точку зрения? Вы только недавно окончили бакалавриат.

— Сложно и поэтому интересно.

Особенно сложно было, когда я только начал работать, еще учась на 4 курсе на факультете бизнес-информатики ВШЭ. Я работал тогда в компании SAP помощником руководителя проекта, и мне приходилось давать поручения людям вдвое старше меня.

Многие партнеры и сейчас удивляются, что у нас такой молодой коллектив: гендиректору двадцать два, средний возраст сотрудников лет двадцать пять. В банках к нам относятся с осторожностью – привыкли при обсуждении условий бизнес-кредитования общаться с людьми постарше. Как правило, в крупных международных компаниях костяк составляют достаточно зрелые люди с большим опытом работы, а молодые ребята – их немало – часто на позициях исполнителей.

Когда в таком случае лучше выходить на работу? Есть мнение, что все-таки чем раньше – тем лучше.

— Я нашел работу после 3 курса, причем работал part-time – три дня в неделю. Мои однокурсники начинали работать и на втором, и на третьем курсах, но, я убежден, что это рано: приходится пропускать занятия. И идти на такой шаг следует только при острой финансовой необходимости.

Вообще я не знаю ни одного человека из тех, с кем мы учились, у кого возникли бы проблемы при трудоустройстве, поэтому, думаю, с поиском работы сильно спешить не стоит. Использование информационных технологий сейчас выходит на первый план в вопросах повышения эффективности любого бизнеса. И предложения о работе поступают из разных областей, относящихся к IT: внедрение информационных систем на предприятиях, оптимизация бизнес-процессов, Интернет-сайты и проекты, разработка программного обеспечения, IT-консалтинг, аналитика и даже аудит.

Вам, кстати, не хотелось бы выйти на какой-то более масштабный проект, нежели Интернет-магазин?

— Сейчас бытует представление, что Интернет-магазины - это какие-то «сайтики». Но оборот нашего магазина, к примеру, составляет 750 миллионов рублей в год, у нас офисы в 18 регионах страны, а посещаемость сайта составляет более 1,3 миллиона уникальных посетителей. И наш проект становится все масштабнее.

Когда я учился в бакалавриате, то думал, что стану хорошим консультантом и буду работать в инвестиционном банке или стратегическом консалтинге. Но потом на примере своих знакомых решил выбрать сферу предпринимательства, а в нем самое перспективное направление - IT Интернет. В  нем мне и хотелось бы развиваться – в перспективе вижу себя в Интернет-проекте, одним из учредителей которого я стал бы сам.

IT открыло новые возможности для развития других сфер, в том числе торговли. И в этой области действительно сейчас есть, чем заниматься помимо «купи-продай».

Я сам как потребитель – довольно придирчивый – часто пытаюсь найти нужные мне товары в магазинах электроники. Заранее знакомлюсь в Интернете с отзывами, знаю, какие товары лучше, но не знаю, где можно найти их в Москве. Вот приезжаю, к примеру, я на «Горбушку» - и могу все обойти, но не найти, скажем, док-станцию для своего ноутбука. А в Интернете есть возможность выбрать из нескольких видов, получив о них исчерпывающую информацию. Заказать я смогу в течение нескольких минут одним нажатием клавиши, и в этот же день нужный товар будет у меня на руках.

Вы окончили факультет бизнес-информатики. Это помогло вам в работе?

— Да, хотя, когда поступал, я, как и многие абитуриенты, не очень-то понимал, что такое бизнес-информатика. Кем буду работать, не было понятно даже на 1 курсе: 30 процентов времени у нас было посвящено изучению программирования, 30 процентов – экономике, оставшееся время уделялось базовым точным и гуманитарным наукам. Обучение выглядело довольно странно: с курса «Микроэкономика» мы шли на курс «Операционные системы». И только когда мы получили базовые знания, у нас добавились дисциплины по управлению (финансовый менеджмент, управление проектами, управление человеческими ресурсами, маркетинг) и стало больше специализированных курсов (например, информационное право).

После окончания бакалавриата я решил продолжить обучение в магистратуре. Когда выбираешь профессию в двадцать лет с прицелом на то, что останешься в ней, чему-то новому можно будет учиться только на рабочем месте. А я хочу смотреть на вещи шире.

Я поступил на кафедру бизнес-аналитики, и знания бизнес-анализа пригождаются в работе уже сейчас. Наверное, их можно было бы получить и вне стен вуза, но я считаю, что таким образом ускорил этот процесс – в университете я получаю одни знания, на работе – другие. А потом у меня  полный арсенал на все случаи жизни – будь то приезд инвестора или переезд сервера.

— Что важно, чтобы найти себя в вашей сфере? На что бы вы обратили внимание, если бы искали сотрудника на вакансию менеджера по развитию?

— Однозначного ответа нет. Увы, но ни резюме, ни собеседование, ни даже ассесмент (метод оценки персонала в форме деловой игры – ред.), на мой взгляд, не выявляют истинного потенциала человека. Лишь несколько месяцев работы могут показать, сможет ли он реализовать какой-то проект «с нуля»: придумать, оценить, обосновать, сформировать команду, управлять реализацией и добиться в конечном счете положительных результатов. Думаю, немалую роль в этом играет заинтересованность человека, которая продиктована собственным желанием развиваться. А как ее выявить на собеседованиях? Настоящая заинтересованность проявляется через месяцы работы.

— А каковы перспективы начинающего IT-менеджера?

— После университета мало кто может выйти сразу на управленческие позиции, это достаточно сложно, несмотря на то, что нас, к примеру, готовили к тому, чтобы мы могли управлять группой специалистов по внедрению: у нас были такие курсы, как управление IT-проектами. И все же из-за отсутствия опыта большинство молодых специалистов после окончания вуза начинает с позиций консультанта по внедрению информационных систем, бизнес- или IT-аналитика. Некоторые пробуют себя в Интернете как индивидуальные предприниматели.

— Что для вас в работе самое трудное?

— Пожалуй, мотивация других сотрудников. Когда я сам сталкиваюсь с какой-то проблемой, я полон энтузиазма ее устранить - могу «напрячься», подольше поработать - и в итоге найду нужное решение. А вот добиться такого же подхода от других бывает сложно. Нужен индивидуальный подход к каждому сотруднику, и тут важен опыт - думаю, этому не учат ни в одном вузе.

— А что привлекает в профессии?

— Возможность создавать что-то новое. Рутинная работа, когда требуется четкое выполнение поставленных задач, не для меня.

Вот недавно на нашем сайте появилась услуга, которой пока не может похвастаться ни один Интернет-магазин, - просмотр товара on-line: клиент нажимает на сайте кнопку, через несколько минут ему перезванивает менеджер со склада и по веб-камере демонстрирует товар прямо на сайте.

Подобных идей много – кажется, что их на год вперед. И после воплощения каждой, когда получаешь положительные отзывы клиентов, – испытываешь чувство настоящего удовлетворения.

 

Беседовала Елена Кузнецова