Эксоцман
на главную поиск contacts

Профессия – IT-директор

Михаил Антропов, заместитель директора Высшей школы бизнес-информатики НИУ ВШЭ
17.05.2011
Многие мои знакомые IT-директора говорят: «Сейчас моя деятельность — это постоянная работа с людьми... c информационными системами я уже встречаюсь реже».

— Михаил Сергеевич, кто такой IT-директор и в чем специфика его работы в России? Отличается ли он от своих западных коллег в должности CIO — Chief Information Officer?

— IT-директор — это менеджер высшей квалификации, он руководит развитием IT-инфраструктуры бизнеса и формирует стратегию компании в этой сфере. Сегодняшний бизнес ведь целиком строится на информационных технологиях: скажем, если у компании нет развитых систем электронного документооборота или Интернет-платформы для продвижения и дистрибуции продуктов, управления отношениями с клиентами — это компания даже не вчерашнего, а позавчерашнего дня. А такие технологии, как ERP-системы, позволяют еще и более эффективно управлять ресурсами, делая это интегрированно. Кроме того, сегодняшние компании — это открытые системы с огромным количеством партнеров, здесь речь идет уже об интеграции бизнесов на основе IT.

В России пока еще в ходу такое разделение — есть IT, и есть бизнес. Но сейчас из ресурса бизнеса IT превращается в его платформу, и многие конкурентные преимущества компании определяются эффективностью применения информационных решений. Современный IT-директор — это уже не «официант» бизнеса. Это человек, который понимает, как работает его бизнес-система в контексте факторов внешнего окружения, видит перспективы её развития и может выстроить грамотную IT-стратегию. А если он не представляет себе, какие продукты и для кого будет производить компания, построить адекватную IT-инфраструктуру бизнеса он не сможет. Однако новое поколение российских IT-директоров все больше отвечает понятию CIO – одного из руководителей компании, отвечающего за её ключевые стратегические ресурсы: информационные и коммуникационные системы и обеспечивающие собственно управление бизнесом.

— Насколько подготовлены к работе на этом уровне российские IT-специалисты?

— Среди «айтишников», на мой взгляд, существует три уровня подготовки. Одни хорошо знают известные «коробочные» решения крупных IT-вендоров и умеют неплохо продавать их другим компаниям. Другие, относящиеся уже к категории IT-консультантов, знают стандарты и системы правильных практик в этой сфере, а также определенные фундаментальные принципы развития технологий, способны  адаптировать IT-решения к конкретному бизнесу. И есть третий уровень — «архитектор» в сфере бизнеса, построенного на IT. Он должен хорошо знать «надсистему» (то есть - как работает и будет работать определенная бизнес-система в контекстах внешнего окружения), иметь фундаментальную подготовку в области стратегического менеджмента, а не просто разбираться в информационных решениях, ибо IT-оснащение не является «вещью в себе», но формируется в интересах достижения целей организации.

Многие IT-менеджеры вместе со своими компаниями проходят путь от простой дистрибуции «коробочных решений» IT-вендоров к консалтингу и предоставлению IT-сервисов. В этом смысле российские IT-специалисты 2010-2011 годов сильно отличаются от тех, что были 10 лет назад. Это уже достаточно развитый рынок, и сейчас IT-директора крупных компаний в России по уровню решаемых задач и развитых компетенций абсолютно такие же, как их коллеги СIO на Западе.

— В презентации программы «Мастер делового администрирования МВА-IT» ВШБИ говорится, что опыт программирования для будущего IT-директора необязателен. Это действительно не нужно для разработки стратегии?

— Сегодняшние информационные системы — это уже развитые готовые среды для проектирования, моделирования и автоматизации бизнес-процессов и более широко - функций в бизнесе, и для работы с ними уже не нужно программировать на низком уровне или знать программные коды. Кроме того, на программу МВА принимаются люди, уже обученные базовым компетенциям в IT и имеющие определенный опыт. Конечно, вполне возможно, что IT-стратегию будут разрабатывать специалисты, которые в свое время были программистами, администраторами баз данных, однако для этого требуются уже совершенно другие компетенции, нежели опыт программирования. Многие мои знакомые IT-директора говорят: «Сейчас моя деятельность, в отличие от первых шагов в IT-менеджменте — это постоянная работа с людьми, решение сложных задач развития бизнеса... c самими  информационными системами я уже встречаюсь реже».

Им приходится общаться с директором по маркетингу, финансовым директором, вести переговоры по контрактам, логистике, решать производственные вопросы на уровне ключевых менеджеров... Вот почему они идут учиться на нашу программу дополнительного профессионального образования и им подобные: этим специалистам необходимо развитие компетенций в области стратегического мышления, системного понимания бизнеса, искусства управлять людьми, анализа финансовых документов, и, конечно, им необходимо достижение качественно нового уровня в понимании логики развития и применения IT-решений в бизнесе. Все эти вещи отражают более высокий уровень специалиста, его готовность и к разработке и реализации стратегии развития IT-архитектуры компании.

— Какое место обычно занимает IT-директор в структуре компании? Кому подчиняется?

— Везде по-разному. В банках и некоторых производственных компаниях, например, руководитель IT-службы часто работает совместно с финансовым директором и подчиняется ему же. А вот в крупных организациях, где IT — основная платформа, от которой зависит конкурентоспособность бизнеса, он подчиняется непосредственно руководству компании и может входить в совет директоров как один из топ-менеджеров.

— ...и вот он разрабатывает «IT-стратегию». Какие вопросы приходится решать в её рамках? «У фирмы есть один компьютер, надо будет купить другой», как шутят на форумах?

— Как правило, сначала менеджмент компании, ориентирующейся на рынок, должен разработать корпоративную стратегию и бизнес-стратегии для важнейших целевых рынков, реализуемые определенными бизнес-подразделениями: определить целевые рынки, ценностные предложения, сформировать адекватные системы бизнес-процессов и менеджмента, позволяющие достичь стратегических целей бизнеса. IT-директор отвечает за то, чтобы с помощью тех или иных IT-решений достигались требуемые показатели результативности и эффективности бизнес-процессов, а в конечном счете - удовлетворенности потребителей, увеличения продаж, уменьшения затрат, показатели роста, рентабельности и отдачи на вложенный капитал, то есть стратегические цели бизнеса. IT-решения связывают сегодня поставщиков и потребителей, позволяют интегрированно и эффективно управлять всеми типами ресурсов организации, поддерживают сбор и анализ информации, а также выработку оперативных и стратегических решений.

Сегодня потребители диктуют свои условия, жизненные циклы продуктов резко сокращаются, и главное для любой организации — быстрая реакция на постоянные изменения и способность гибко перестраиваться. Современные компании активно применяют аутсорсинг, позволяющий уменьшить затраты, используя компетенции других компаний. Вообще сегодня все большую роль играют различные «платформенные решения», позволяющие компаниям сосредоточиться на своих ключевых компетенциях и гибко перестраиваться, реализуя стратегии инновационного развития. Собрать все воедино, решить сложную задачу интеграции и координации – одна из ключевых современных задач информационных решений. Так что все это очень далеко от шуток про установку еще одного компьютера...

— Можно сказать, что IT-директор — это должность в достаточно крупных компаниях?

— Да, если это полноценный IT-директор, который принимает самостоятельные решения, реализует достаточно сложную IT-стратегию, включающую целую систему проектов и прочее. Но с другой стороны, сегодня и в среднем бизнесе круг задач, связанный с IT- решениями, становится настолько серьезным, что там тоже появляются отдельные IT-службы и их руководители. Кстати, по оценкам сайта www.mba.su, спрос на IT-менеджеров со степенью МВА сегодня уступает только спросу на финансовых менеджеров и маркетологов.

Возможно, пока еще выпускников МВА в области IT-менеджмента, особенно соответствующих обозначенному уровню «IT-архитектора», не так много, но число их растет. И на примере выпускников ВШБИ можно сказать, что многие, получив «нашу фирменную подготовку», впоследствии выходят за пределы IT и действительно становятся лидерами своих компаний: то есть CIO становятся CEO.

— На чем они учатся? Как может российский CIO повысить свою квалификацию, чтобы его должность нельзя было расшифровать - «Career Is Over», как это делают иногда на Западе?

— Вообще, для обучения на МВА традиционно используются кейсы российских и зарубежных компаний. Но для людей, имеющих значительный опыт работы в собственном бизнесе, этого недостаточно. Поэтому у нас они проводят еще и собственные исследования по нескольким ключевым курсам (каждый идет по полтора-два месяца), завершающиеся отчетами и презентациями. Лучшие работы затем оформляются в виде статей и даже публикуются в профессиональных журналах. Так, с одним моим дипломником мы написали статью о применении концепции подрывных инноваций к исследованию перспектив основных продуктов компании «Майкрософт». Позднее она вышла в журнале «Стратегический менеджмент».

Многие слушатели доводят результаты своих исследований до руководства. Скажем, недавно у нас проходила защита групповых проектов по курсу стратегического менеджмента. Было представлено 4 проекта, и вот один из них уже реально используется. Это была компьютерная система телеметрии для яхт: измерения глубины посадки, скорости яхты и т.д. Оказалось, что в этом сегменте для яхт среднего класса сегодня не так много решений — наши верфи не хотят этим заниматься. Маленькая фирма нашего слушателя нашла заказчиков — верфи, которые сами перестраивают и делают яхты. Те заинтересовались их устройством, поскольку по своей функциональности разработанная компьютерная система была лучше аналогичных голландских и существенно дешевле. Команда слушателей МВА выявила в соответствии с проблемой наиболее перспективный сегмент рынка (слушатели доказали, что оснащение яхт средней стоимости характеризуется максимальной прибыльностью), изучили ключевые факторы успеха в этом сегменте, определили уникальные параметры создаваемых систем, ценовую политику, схему дистрибуции, продвижения, обосновали план развития компетенций и финансовые показатели  — в результате получился отличный план развития. Руководство их небольшой фирмы сейчас использует эту учебную работу в качестве основной стратегии, в том числе и для получения инвестиций, привлечения партнеров.

— Всегда ли закончившим курс МВА IT-директорам и просто менеджерам удается с успехом представить свои идеи руководству? Если нет — какая карьера для них возможна?

— Бывает всякое, порой руководство компании относится к тому, что человек учится на МВА, очень настороженно — спонсируют немногих. Оно и понятно, ведь МВА – это инвестиция в личное развитие, такой человек не замыкается в пределах своей компании, и для организации слишком дорого готовить эффективного специалиста, который может тебя покинуть.

Но, на наш взгляд, сегодня карьера топ-менеджера в большей степени строится горизонтально: люди переходят из фирмы в фирму, из отрасли в отрасль, создают свои бизнесы, и наша задача – подготовить их к этому самостоятельному движению. Особенность новой экономической ситуации, как заметил Майкл Хаммер в работе «Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе», состоит в том, что узкая специализация маркетологов, «эйчаров», специалистов по рекламе, IT-менеджеров и прочих как реализация знаменитого принципа разделения труда Адама Смита устарела. Компании прошлого минимизировали затраты таким образом, масштабируя компетенции специалистов, но сегодня, в клиенто-ориентированных компаниях все чаще требуется не узкий специалист, а универсал — ситуационный менеджер (в терминах Хаммера), способный «держать руку на пульсе» конкретного клиента.

Хаммер, может быть, излишне радикален, но доля правды в его тезисах есть. Сегодня надо готовить не узкого специалиста, а «Т-мэна»,  где вертикальная палочка буквы «Т» – специальность: «айтишник», маркетолог, финансист, а горизонтальная – его «интегральные» компетенции: способность понимать бизнес как систему, говорить на одном языке со всеми специалистами – таким должен стать и IT-директор завтрашнего дня. 

 

Беседовала Мария Салтыкова

Высшая школа бизнес-информатики НИУ ВШЭ http://hsbi.hse.ru/