Эксоцман
на главную поиск contacts

«Финансовая грамота» для студентов

Валерий Чумаченко, директор спецпроектов Российской экономической школы
7.06.2011
Любой студент делает инвестиции в свое будущее. И они могут быть не только финансовыми. Инвестиции — это и ваше время, друзья, знания и связи, все то, что потом превратится в доход.

Книга «Финансовая грамота» для студентов и взрослых была подготовлена в рамках совместного проекта Международного форума лидеров бизнеса (IBLF) и Российской экономической школы (РЭШ), при поддержке Citi Foundation и Visa. Её соавторы – профессор РЭШ Александр Горяев и директор спецпроектов РЭШ Валерий Чумаченко. В течение 2010 года на основе этой книги при содействии РЭШ проводились курсы по финансовой грамотности в крупнейших вузах Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Волгограда и Самары.

Планированием можно заниматься, даже не имея большого состояния, указывают во вступительной главе авторы книги: «Любой студент делает инвестиции в свое будущее. И они могут быть не только финансовыми. Инвестиции — это и ваше время, друзья, знания и связи, все то, что потом превратится в доход».

В отличие от достаточно сложных учебников по экономике, по которым учатся студенты профильных вузов, каждая глава начинается здесь с анекдота, тезисы иллюстрируются реальными историями.

- Как работают банки? – спрашивает сын у папы-банкира.

- Очень просто. У одних людей деньги берут, а другим потом выдают.

- Как же так? Берут и выдают? Почему же тогда банкиры такие богатые?

- А вот смотри внимательно. Я у тебя беру шоколадку и отдаю её твоей сестре. У меня шоколадки нет, но пальцы-то в шоколаде!

Разобраться в терминах помогают задачи. Например, вот задача о номинальной и реальной ставке процента:

«Коля решил накопить денег, чтобы купить через год путевку на Аляску, а Петя — компьютер. То и другое стоит 45 тысяч рублей. Коля и Петя открыли депозит с возможностью ежемесячного пополнения, ориентируясь на эту сумму. Процентная ставка была одинаковой для обоих: 15 процентов. Через год планируемые суммы были накоплены. Рассчитайте реальную ставку депозита, учитывая, что компьютер подешевел на 10 процентов, а вот путевка подорожала на 20 процентов».

Аналогичным образом в книге разбирается, чем отличаются различные виды кредитов, страховые и инвестиционные продукты, что надо знать при выборе ПИФа и финансового посредника, и как составить личный финансовый план.

Как рассказал Валерий Чумаченко, прежде чем запустить программу, РЭШ провела опрос среди почти тысячи студентов ряда региональных вузов: насколько молодое поколение грамотно в вопросах личного инвестирования? Оказалось, более половины респондентов считает покупку акций полноценным способом сбережения, недооценивая риск колебания цен. На государство молодые люди надеются даже больше, чем взрослые: каждый третий считает, что правительство должно возмещать им убытки по ПИФу, а каждый шестой — что по акциям.

В целом, по итогам опроса в большей степени финансово грамотными оказались студенты-юноши и старшекурсники экономических факультетов. Однако попытка декана одного из региональных вузов пошутить над организаторами курса, приведя на лекции студентов-экономистов, по словам Чумаченко, увенчалась провалом: будущие специалисты по экономике и финансам признались, что выявили для себя много нового — даже в их, казалось бы, профильных финансовых программах внимания личным сбережениям уделялось недостаточно.

В будущем авторы планируют внедрение базовой программы «Финансовая грамота» в педагогических вузах с использованием для её продвижения Интернета (онлайн-игры по основам инвестирования, презентация в социальных сетях и др.). Помимо учебника для студентов и взрослых, в рамках программы была создана и «облегченная» версия книги — для школьников.

Мария Салтыкова

 

«Финансовая грамота» для студентов и взрослых на сайте РЭШ

«Финансовая грамота» для школьников