Эксоцман
на главную поиск contacts

Пять «историй успеха»

Роман Абрамов, заместитель заведующего кафедрой анализа социальных институтов НИУ ВШЭ
9.06.2011
Книга Бёртона Р. Кларка «Создание предпринимательских университетов», опубликованная в этом году Издательским домом НИУ ВШЭ, представляет собой подробное рассмотрение опыта пяти крупных университетов Западной Европы, которые, столкнувшись с изменением экономических условий в середине 1980-х годов, смогли найти себе альтернативные источники финансирования.

Профессор Калифорнийского университета Б. Кларк является одним из ведущих мировых специалистов в области организационных исследований образования. Он внес существенный вклад в концептуализацию понятия предпринимательского университета (персональная страница Б. Кларка на портале UCLA ).

Для Б. Кларка предпринимательский университет – это университет, готовый к принятию рисков при освоении новых практик, результат которых неясен, то есть это во многом инновационный университет, который не выходит за пределы академической легитимности. Это неоднократно подчеркивает автор на протяжении всей книги.

Б. Кларк провел исследования в формате кейс-стади пяти различных европейских университетов: Уорика (Великобритания), Твенте (Нидерланды), Стратклайда (Шотландия), Чалмерса (Швеция), Йоэнсуу (Финляндия). Все названные университеты в течение 1980-х – начала 1990-х годов серьезно трансформировали свою систему управления и академической деятельности. Зачастую эти изменения были вынужденным шагом, когда возникала потребность в сохранении университетского статуса или даже в противодействии угрозе закрытия.

«Государство всеобщего благосостояния», ориентированное на максимальный доступ самых широких слоев населения к высшему образованию, помимо старых, элитарных университетов (британские Оксфорд и Кембридж, университет Упсалы в Швеции), создало множество новых, более демократичных. Их общей особенностью — независимо от того, располагались ли они в Великобритании или Норвегии, – было преимущественно государственное финансирование. Университеты, попавшие в обзор Б. Кларка, как раз и являются «новыми университетами», получившими этот статус в послевоенную эпоху массовизации высшего образования и столкнувшимися с системным кризисом развития по её окончании.

Однако в конце 1980-х – начале 1990-х годов в развитых странах начала набирать силу неолиберальная модель. Правительства заявили, что университеты должны стать «эффективными», и было сокращено бюджетное финансирование. Это стало ощутимым ударом для новых университетов. Институциональные условия их существования изменились. Им пришлось искать другие способы сохранения своего статуса. Именно таким образом сформировались предпринимательские университеты, вовлеченные в широкую сеть отношений с бизнесом.

Итак, книга Бёртона Кларка — это история успеха пяти университетов, расположенных в Великобритании, Нидерландах, Швеции и Финляндии. Ценна она тем, что автор подробно характеризует все стороны университетской деятельности. Особое внимание уделено личностным качествам лидеров университетских изменений – ректоров и руководителей исследовательских центров. Во многом благодаря им эти университеты смогли не только удержаться «на плаву», но и стать «топовыми» исследовательскими институтами, успешно интегрированными в европейское научное пространство. Американский исследователь подчеркивает значение академического сообщества для успешности университета и обозначает достижение гармонии между администрацией и академией по завершении болезненного этапа реформ.

Как показывает Б. Кларк, университет может стать градообразующим предприятием, способствующим возрождению депрессивных территорий – именно это произошло в ряде городов Великобритании. Университет может быть также свободным от корпоративного давления, он может быть творческим интеллектуальным центром, поставляющим новые разработки промышленности. Эти варианты рассмотрены в книге Б. Кларка, которая послужит хорошим подспорьем для исследователей образования и преподавателей социологии университетов.

С одной стороны, книга Кларка для России  весьма актуальна. В области образования мы  переживаем исторический этап, сходный с тем, что описан в исследовании. Но, с другой стороны, нужно и понимать – «рецепты» «от Кларка» лишь в небольшой степени могут быть применены в нашей действительности. Есть лишь небольшой отраслевой сегмент (IT-отрасль, добыча нефти и газа и т.п.), где крупный бизнес проявляет заинтересованность в прочных связях с вузами. И в этом отношении книга Б. Кларка отнюдь не может рассматриваться как руководство к действию, поскольку в современных реалиях российского образования рецепты создания предпринимательского университета трудно реализуемы.

На мой взгляд, эта книга должна заинтересовать как администраторов в сфере образования, так и преподавателей социологии. Она может быть использована в качестве методического пособия в учебных курсах, связанных с проблематикой образования, там прекрасно описаны кейсы.