Эксоцман
на главную поиск contacts

Нужна ли нам новая генерация учителей?

Опубликовано на портале: 15-07-2011
Директор школы. 2011.  № 3 (156). С. 23-26. 
В апреле минувшего года Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования, заявил, что «Россия должна… сформировать новое поколение учителей общеобразовательной школы, которые будут способствовать развитию творческого потенциала нации». На интернет-форуме учителя бурно отреагировали на это его высказывание. Абсолютное большинство участников выступили с аргументами такого рода: «Нельзя изменить мировоззрение, не изменив условий существования. Учителя хотят получать за свой труд хорошую зарплату, которая позволила бы им достойно жить. Будут искать психов, которые за «пособие по безработице» согласны работать, пока не сдохнут. Ничего не произойдет, если в этом не будет заинтересована бюрократия. А ей это нужно?» Кто прав в этой дискуссии, а кто нет и почему? В поисках ответа мы снова обратились к нашему постоянному автору. Подготовка наших учителей не соответствует ни тенденциям развития современного информационного общества, ни тенденциям развития современного образования. Их обучение до сих пор ориентировано на учебный предмет (русский, математика, химия, физика и т.д.) и методики его усвоения. Практическая составляющая по сравнению с предметной представляет лишь незначительную часть учебного процесса. Но и она ориентирована на преподавание предмета и его репродуктивное усвоение. В результате, приходя в школу, учитель исповедует единственную ценность — усвоение учебного предмета, а не ценность развития, образования конкретного ученика и создание условий для обучения школьников социально значимым ключевым умениям (компетенциям).С одной стороны, это происходит из-за того, что «усвоение учебного предмета» до сих пор является единственным учебным результатом, по которому руководящие органы оценивают результативность деятельности школ (контрольные срезы знаний и ЕГЭ). С другой стороны, причина в том, что в своем подавляющем большинстве учителя не понимают, что такое знание (например, японская пословица гласит: если знаешь, но не умеешь сделать, значит не знаешь) и образование человека, зачем оно ему нужно, какова его роль в социальной жизни, в развитии человека и общества. Они не знакомы с современными тенденциями развития образования в мире — социальным заказом на образование и компетентностным подходом к обучению, с представлениями о системах управления качеством образования, современными компетенциями учителя и современными образовательными технологиями. Во всяком случае, большинство из них не понимают, какую роль они должны играть в современном обучении школьников.
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Ирина Александровна Лиман
Университетское управление. 2005.  № 5(38). С. 31-39. 
[Статья]
Оксана Владимировна Горшкова, Оксана Олеговна Мартыненко, Л.Ю. Фалько
Университетское управление. 2008.  № 1. С. 42-47. 
[Статья]
Виктория Петровна Голубева
Среднее профессиональное образование. 2010.  № 8. С. 10-11. 
[Статья]
Лилия Анатольевна Дитрих
Директор школы. 2011.  № 5 (158). С. 15-20. 
[Статья]
Игорь Иванович Ганчеренок
Университетское управление. 2009.  № 5. С. 22-28. 
[Статья]