Эксоцман
на главную поиск contacts

Профессия — консультант по внешнеэкономической деятельности

Ирина Айдрус, доцент кафедры международных экономических отношений экономического факультета Российского университета дружбы народов (РУДН)
19.07.2011
Переговоры в арабском мире начинаются со светской беседы, где бывает очень важным показать, что вы знакомы с внутренней ситуацией в стране и регионе, можете поддержать разговор о последних событиях. Любому, кто хочет заниматься внешнеэкономической деятельностью, нужно хорошо знать историю и культуры той части мира, с какой он работает.

— Профессия экономиста-международника в советское время считалась очень престижной. Но тогда было понятно: «международник» — это экономист, работающий с «заграницей». А чем сейчас экономист-международник отличается от просто экономиста?

— Сейчас Россия — часть глобального рынка, требования к компетенциям экономистов везде предъявляются более или менее одинаковые. Однако экономист-международник должен обладать некоторыми дополнительными навыками, не обязательными для экономиста, не имеющего отношения к внешнеэкономической деятельности.

В первую очередь экономист-международник должен знать английский и желательно еще 1-2 иностранных языка.

Кроме того, «международнику» требуется широкая эрудиция, особенно в вопросах истории, географии, международной политики. Я как фрилансер-консультант консультирую российские компании, желающие выйти на рынки арабских стран и, соответственно, работаю с арабскими странами: с Бахрейном, Египтом. Переговоры в арабском мире могут начаться со светской беседы, где бывает очень важным показать, что вы знакомы с внутренней ситуацией в регионе и можете поддержать разговор. Любому, кто хочет заниматься внешнеэкономической деятельностью, нужно хорошо знать историю и культуры той части мира, с какой он работает.

Во всем остальном «международники» отличаются только сферой деятельности. Такие специалисты нужны в транснациональных корпорациях и банках, в российских компаниях, работающих с иностранными партнерами, в иностранных компаниях, представленных на российском рынке, и в компаниях, занимающихся поиском зарубежных рынков и партнеров для российских предприятий. Не стоит ограничиваться лишь российским рынком. Экономисты-международники могут найти работу в любой стране мира.

— На ваш взгляд, где лучше начинать карьеру молодому человеку, желающему, как вы, заниматься консультированием российских компаний?

— Думаю, что лучше всего для начала устроиться в отдел внешнеэкономической деятельности компании. Компании, специализирующейся на консультировании по выходу на международные рынки — это хороший опыт работы, но у нас таких компаний не так уж и много, поэтому устроиться туда непросто. Можно создать свое дело. Но не имея представленя о специфике деятельности и не обладая опытом, не имея нужных контактов, это так же непросто.

Человеку, который начинает в отделе внешнеэкономической деятельности любой компании и собирается впоследствии стать вольным консультантом, я бы посоветовала как можно лучше познакомиться со странами, с которыми он намерен работать, участвовать во всевозможных выставках, ярмарках и ни в коем случае не избегать неформальных мероприятий. Так всегда легче найти будущих потенциальных контрагентов. Личные связи здесь дают очень многое. Выпускникам РУДН здесь в какой-то мере проще — многие отучившиеся у нас ребята сейчас занимают очень хорошие посты в своих странах. Старые связи сохраняются и дают большое преимущество в работе. В целом, выпускникам по направлению «Мировая экономика» сделать карьеру в этой области  немного проще.

— Насколько экономисты-международники, работающие с арабскими странами, востребованы на рынке труда?

— С пециалист по внешнеэкономической деятельности — профессия высоко оплачиваемая, но не очень распространенная. Нужно понимать: на нашу страну в общем объеме мирового экспорта приходится 2-3 процента. У нас огромный внутренний рынок, с ценами в среднем на 10-20 процентов выше мировых. Многим нашим компаниям нет никакого смысла выходить на любые внешние рынки.

В то же время с арабскими странами работают очень крупные российские компании. В первую очередь, это компании ТЭК: «Лукойл», у которого большие проекты в Египте и Саудовский Аравии, «Газпром», «Технопромэкспорт». Я сотрудничаю с энергосервисной компанией, которая производит изоляционные материалы и поставляет продукцию для нефтегазового сектора Египта, Алжира, Сирии, ОАЭ. Есть примеры компаний инновационных – например, с арабским рынком работает Лаборатория Касперского. Работа с такими компаниями — это и интересно, и перспективно.

—  Какого рода помощь российским компаниям оказывает консультант по внешнеэкономической деятельности?

—  Это посредническая, агентская деятельность. Проект начинается с того, что приглашенный консультант помогает провести исследование рынка. Затем он советует, к кому обратиться с предложением, готовит все презентационные материалы, проводит переговоры.

Очень значительный объем работы — помощь в подготовке документации, чтобы компанию зарегистрировали в интересующей ее компании за рубежом, допустили к участию в тендерах. Для этого консультант должен знать особенности законодательства страны, интересующей компанию. Например, в Египте в тендерах регистрацию может пройти только компания, которая либо имеет свое представительство в стране, либо работает через агента. А в Бахрейне нет такого требования, там сделки может заключать напрямую компаниям иностранного государства. Бахрейн всегда был известен своим либеральным законодательством и отркытостью внешнему миру.

Еще один очень важный для всех российских компаний момент — все наши сертификаты и ГОСТы среди арабских стран признаются только в Сирии. Значит, для того, чтобы компания могла осуществлять поставки на интересующий ее рынок,  ей необходимо получить международные сертификаты, а также сертификаты независимых лабораторий. Это затратно по времени и деньгам, и задача консультанта помочь компании оптимизировать затраты на такие вещи.

В целом консультанту нужно быть готовым оказывать очень широкий спектр услуг — от проведения исследований до выбора подарков и сувениров.

— Что стоит учитывать при работе с арабскими странами?

— Прежде всего, нужно понимать — у нас очень много стереотипов относительно арабов. Большинство из них не соответствует действительности. Например, считается, что у арабов большие проблемы с пунктуальностью — на самом деле во многих странах это не так: как правило, встречи начинаются вовремя.

В арабских странах от россйских партеров требуется некоторая четкость, строгость: умение кратко, по делу, без «воды» изложить суть своего предложения. Надо понимать, что основные конкуренты – это европейские и американские компании.   Поэтому российским компаниям нужно понимать: на встречи с потенциальными арабскими партнерами имеет смысл приглашать только людей компетентных, разбирающихся в вопросе. Для любой встречи в арабском мире должны быть подотовлены очень качественные презентации и рекламные материалы. Они очень ценят такой подход со стороны своих партнеров и их представителей, поэтому к любым переговорам нужно подходить предельно ответственно.

— А как же восточное гостеприимство?

— Оно выражается в том, что всех приглашенных на деловые переговоры будут постоянно угощать. Отказываться от предложенного ни в коем случае нельзя. Представителю российской компании в арабских странах точно придется очень много пить — чаю, воды, соков, так как ему будут постоянно подливать. Очень важно – понравиться арабским партнерам. Тогда с компанией будут работать, а консультанта запомнят и будут поддерживать с ним контакты. Арабы способны годами поддерживать неформальное общение с человеком, с которым когда-то работали, они всегда с удовольствием отвечают на письма, звонки.

— Насколько работа с арабскими странами открыта для женщин? Здесь есть множество стереотипов ...

— Вот тут действительно у многих людей есть серьезные стереотипы. Женщин, занимающих руководящие должности, действительно гораздо меньше, нежели мужчин. Но каких-либо запретов или ограничений для женщин не существует (исключение – Саудовская Аравия). И женщины, нацеленные на карьеру, добиваются руководящих позиций.

Так, в Египте я работаю с крупнейшей инжиниринговой компанией-подрядчиком, которая занимается строительством объектов в нефтегазовой сфере. Ряд отделов и департаментов возглавляют женщины.

Лично я не сталкивалась с предубеждениями арабских партнеров против женщин в бизнесе.

— А что обычно мешает российским компаниям успешно выйти на рынок арабских стран?

— Во-первых, про Россию очень мало знают. Кроме того, далеко не все российские компании обладают международными сертификатами, а без этого выйти на внешний рынок невозможно.

Очень негативное впечатление могут произвести необязательность, затянутость ответов на запросы, отсутствие презентационных материалов на английском языке. 

Беседовала Екатерина Рылько