Эксоцман
на главную поиск contacts

Что такое педагогика?

Опубликовано на портале: 25-07-2011
Директор школы. 2011.  № 4 (157). С. 26-30. 
В разное время в разном контексте звучали совершенно разные ответы. Советские словари определяли педагогику как науку о воспитании. Тут же на другой странице выяснялось, что воспитание — это целенаправленное изменение личности. Практики по этому поводу ехидно усмехались, потому что ничего целенаправленного у них не получалось, личности менялись по-своему, причем не под воздействием воспитательских усилий. Получалось что-то путевое только у отдельных талантливых педагогов. А раз речь идет о таланте, тогда педагогика скорее искусство, а не наука.С давних времен педагогику рассматривали и как род политической деятельности. В пушкинские времена третьим человеком в государстве после царя и Бенкендорфа считали графа Уварова, министра образования. Известно, что Кайзер хвастался успехами школьных учителей. Это, по его мнению, привело страну к военным успехам.Интересны современные версии ответов на поставленный в заголовке вопрос. Например, сравнение педагогики с особым видом религиозной практики. Один из высших духовных чинов предлагал давать учителям даже нечто вроде обета целибата. Мнение небезосновательное, так как в наше время в этой профессии остались действительно люди блаженные, у которых материальные устремления почти полностью вытеснены духовными.Неожиданный взгляд на педагогику выявился у руководства.Это, по их мнению, не что иное, как сфера услуг, по сути, торговля — продажа своих воспитательских умений государству или частным лицам. Как закономерное следствие, у нас появилось в образовании много рекламы, шоу, гиперболизированных обещаний — всего того, что сопровождает успешную торговлю.Совсем недавно встретился еще с одной точкой зрения. Ее высказал в радиоинтервью один известный московский педагог. Педагогика — своеобразный спорт наподобие керлинга, в котором спортсмены расчищают лед специальной шваброй, корректируя движение игрового камня.Так что же такое педагогика? Наука? Искусство? Политика? Религия? Услуга? Спорт?Разобраться с этим будет легче, если попробовать вычленить основные функции современной школы как социального института. Их три.
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Среднее профессиональное образование. 2010.  № 3. С. 46-47. 
[Статья]
Татьяна Васильевна Фролова
Директор школы. 2003.  № 2. С. 70-73. 
[Статья]
Алексей Борисович Трофимов
Социологические исследования. 2002.  № 12. С. 128-131. 
[Статья]
Е. А. Князев
Директор школы. 1993.  № 1. С. 33-39. 
[Статья]
Ирина Дмитриевна Чечель
Директор школы. 1998.  № 3. С. 11-16. 
[Статья]