Эксоцман
на главную поиск contacts

Бизнес, культура, поведение

Юлия Таратухина, доцент кафедры инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий факультета бизнес-информатики НИУ ВШЭ
26.08.2011
Для всех, кого интересует актуальная ныне тематика делового межкультурного общения, хочу порекомендовать книгу Г. Триандиса «Культура и социальное поведение», вышедшую в этом году в издательстве «Форум». Автор – один из самых известных специалистов в области кросскультурной психологии.

Книга хороша в первую очередь тем, что в ней разумно соблюден баланс теории и практики.

Автор достаточно системно и глубоко рассматривает взаимосвязь культурной специфики и поведенческих моделей в разных странах. Для повышения эффективности коммуникации с иностранными партнерами полезно будет учитывать то, как понимается категория времени в разных культурах, какую роль играет социальная дистанция, каковы гендерные стереотипы и т.д. Наиболее важным в данном контексте, на мой взгляд, представляется то, что автор рассматривает дискурсивную специфику и ее зависимость от когнитивного типа культуры, а также то, каким образом это влияет на особенности принятия решений представителями той или иной культуры. Весьма подробно рассматриваются и анализируются причины коммуникативных барьеров, которые могут возникать в общении людей, воспитанных и живущих в разных культурах.

Тем, кто работает с иностранными партнерами, будет полезно знать, что в разных культурах некие общепринятые категории («интеллект» например) понимаются совершенно по-разному.

В одних культурах интеллект может определяться как вдумчивость, точность, максимальная безошибочность (Запад), тогда как в других под интеллектом могут понимать «послушание старшим» (Восток). Имеются также примеры совершенно разного понимания одних и тех же инструкций представителями разных культур. Так, в некоторых культурах принято отвечать на вопросы, в правильности ответа на которые индивид полностью уверен (Восток, Азия); в западных же культурах, напротив, принято отвечать на любые вопросы.

Уровень мотивации, отмечается в книге, может быть различным в зависимости от культурной принадлежности – и это действительно так: допустим, жители США, если им будет поставлено условие выполнить задание и при этом будет оговорена скорость, – будут выполнять задание быстро и наилучшим образом. В восточных культурах требование к скорости выполнения заданий может быть понято неадекватно.

Не остается без внимания и тот факт, что сам ценностно-доминирующий формат эффективной деятельности в различных культурных системах координат различен. Для коллективистких (восточных) культур более значим процесс (что говорится, что происходит и делается), представители культур, для которых характерен индивидуализм, в свою очередь, делают акцент на целях (что будет в результате). Соответственно, для «обслуживания» коммуникативных актов одни используют линейную аргументацию. Другие «ходят вокруг да около».

Вся эта информация, несомненно, может оказаться очень полезной в современном поликультурном деловом мире. 

 

Литература:  Гарри К. Триандис. Культура и социальное поведение. - Москва: Форум. 2007. 384 с.