Эксоцман
на главную поиск contacts

Каждое задание мы оцениваем исходя из того, какую компетенцию оно формирует

Татьяна Черкашина, заведующая кафедрой общей социологии экономического факультета Новосибирского государственного университета
19.09.2011
1 сентября первокурсники всех вузов страны приступили к учебе по государственным образовательным стандартам третьего поколения. С формальной точки зрения, новые стандарты дают вузам и преподавателям большую свободу, не регламентируя, как это было раньше, содержание каждой дисциплины. Но не стоит утверждать, что эта свобода безгранична.

— Татьяна Юрьевна, Новосибирский госуниверситет был членом консорциума по разработке ФГОС третьего поколения по социологии. В чем заключалось его участие?

— Наш университет был, наверное, единственным вузом за Уралом, участвовавшим в работе консорциума. Мы проводили интервью с работодателями, чтобы сформулировать компетенции, необходимые социологу, и задачи его профессиональной деятельности, собирали отзывы работодателей на новые образовательные стандарты, высказывали предложения по содержанию учебных планов…

— С 1 сентября стандарт вводится во всех вузах, где учат социологов, и НГУ не исключение. С какими трудностями вы сталкиваетесь?

— Я бы предпочла говорить не о трудностях, о задачах, которые нам, как и другим вузам, предстоит решать. И стандарт не дает готовых рецептов для их решения.

Одна из задач связана с тем, что преподавателям придется перестраиваться с трансляции знаний на формирование умений – фокус работы со студентами смещается. Социолог должен обладать множеством аналитических, исследовательских навыков, которые можно привить на лекциях и семинарах. Чтобы их сформировать, преподаватели должны пробовать новые методы, более тесно общаться с аудиторией, обсуждая ту или иную информацию – ведь социолог работает, в первую очередь, с информацией.

Другая задача – зафиксировать, что компетенция у студента сформирована. Мы сейчас пытаемся проследить, как те или иные компетенции формируются в рамках каждой дисциплины, хотя я не стала бы утверждать, что на выходе студенты будут обладать «законченными» компетенциями. Скорее уместно говорить об их наличии на базовом уровне, а окончательное формирование – это дело многолетней практики, опыта.

— Что конкретно изменилось в НГУ в связи с переходом на новый стандарт? Как эти изменения на себе почувствовали преподаватели и социологи-первокурсники?

— Первый курс занимается по новым учебным планам: появились новые учебные дисциплины, проведена модификация уже имеющихся. Это хороший повод для преподавателей провести ревизию того, что они дают студентам, как проводят занятия.

Анализируются все аспекты образовательных технологий вплоть до формата заданий – мы пытаемся по деталям расписать новые подходы к работе со студентами. Каждое задание мы рассматриваем исходя из того, какую компетенцию оно формирует. Получается такая цепочка: от задания – к компетенции, формируемой в рамках одной дисциплины, а затем – к развитию этой компетенции в другой дисциплине. Из этих цепочек и выстраивается весь учебный процесс…

Что касается форм занятий, то время на аудиторное взаимодействие со студентами сокращается, поэтому студенты должны быть готовы к активному аудиторному взаимодействию с преподавателем, а значит – к большей самостоятельной работе. И это нужно стимулировать и контролировать через оценки, дополнительные консультации, проверочные работы.

Мы всегда уделяли особое внимание курсовым работам, которые последовательно формируют исследовательские компетенции. В научном поиске есть разные этапы, и мы проводим студентов по этим этапам – работа с литературой, включая реферирование и сопоставление разных точек зрения, формулирование исследовательских задач и разработка инструментария для их решения, анализ социологических данных. Исследовательские компетенции поэтапно развиваются на каждой ступени учебного процесса.

Вообще наличие многих компетенций можно увидеть именно в исследовательской работе. Здесь показатель – качество исследовательского продукта, который студент представляет в завершение каждого курса своего обучения.

— Считается, что стандарты третьего поколения дают большую свободу и вузу, преподавателю. Вы это ощущаете в сегодняшней работе?

— С формальной точки зрения, стандарт, действительно, дает большую свободу. ФГОС второго поколения регламентировал содержание каждой дисциплины, хотя была предусмотрена и вариативная часть – региональная, и каждый вуз наполнял ее своими дисциплинами, исходя из потребностей региона. Сейчас перечень обязательных дисциплин значительно меньше, главное, что закрепляет стандарт, – требования к результатам.

Вуз должен соблюдать и требования к условиям реализации образовательной программы, и эти требования должны быть рассредоточены по отдельным дисциплинам. Например, есть требование, что в бакалавриате 20% аудиторных занятий должны проходить в интерактивной форме – это значит, что интерактив будет присутствовать в общеобразовательной программе, но на занятиях по каким-то дисциплинам его будет меньше, а на каких-то – больше.

Стандарт также обязывает обеспечивать студентов современной литературой, в том числе зарубежной, через электронные базы журналов.

Есть и ограничения по нагрузке. Ведь нам, преподавателям, иногда кажется, что именно наш предмет – самый важный, а других предметов как бы не существует. А стандарт нас одергивает: вот определенное количество часов на аудиторную и самостоятельную работу, большего требовать нельзя. В результате преподаватель должен определиться с содержанием и донести до студента самое важное так, чтобы было время и силы на усвоение материала. Нужно объяснить студенту, где он может найти ту информацию, которую не получил в аудитории. Так что при обучении по новому ФГОС преподаватель инициативен в части содержания, но ограничен требованиями в части результата. Рамочные условия реализации программы все равно должны быть соблюдены.

Логика нового стандарта такова, что часть компетенций сформулирована, исходя из задач профессиональной деятельности социолога. А эти задачи, в свою очередь, определены с учетом пожеланий работодателей. Поэтому преподаватель всегда должен помнить, как тот или иной материал, который он изучает со студентами, пригодится им в профессиональной деятельности: в чем заключается «прирост» профессиональной компетенции, знаний, умений, навыков.

Так что не стоит утверждать, что теперь у всех появилась безграничная свобода. Вовсе нет. Просто изменились рамки.

— Вы упомянули об интерактивных формах проведения занятий. Можете привести пример, как интерактив используется при подготовке социологов в НГУ?

— Интерактив появляется, когда преподаватели подходят к своей работе творчески: придумывают разнообразные задания, проводят групповые занятия, не боятся экспериментировать. Например, при изучении дисциплин «История социологии» или «Современные социологические теории» студентов делят на три группы: две высказывают противоположные точки зрения, а третья пытается их примирить. Имитируются ситуации взаимодействия. Хотя мы и раньше не работали по принципу пересказа учебника.

— Декларируется, что стандарты третьего поколения подготовлены при тесном взаимодействии с работодателями. А в чем заключается ориентация на нужды работодателя в учебном процессе?

— Прежде всего, это дисциплины по выбору – каждый вуз может предлагать свой набор, исходя из потребностей региональных работодателей. Есть также мобильные блоки в рамках устоявшихся дисциплин – темы, которые появляются в той или иной дисциплине в зависимости от их актуальности, от потребностей рынка труда. Новый стандарт стимулирует вузы к введению таких блоков, предписывая ежегодно обновлять общеобразовательные программы. Кроме того, практически все наши преподаватели работают в других местах, помимо университета – в науке, исследовательских и консалтинговых компаниях, в органах управления. Это дает непосредственное знание о запросах некоторых сегментов рынка труда.

— Какие компетенции, сформированные за годы обучения в вузе, на ваш взгляд, особенно важны для социолога?

— Новый стандарт подразделяет компетенции социолога на общекультурные и профессиональные, причем профессиональные компетенции, в свою очередь, подразделяются по видам деятельности. Если говорить о профессии социолога, то, конечно, важны именно профессиональные компетенции. Социолог – это медиатор, переговорщик, посредник в общественных отношениях, который может представить картину общества тем, кто этим обществом управляет, и самому обществу.

При этом социолог должен смотреть на общество непредвзято. Поэтому важнейшей компетенцией я бы назвала умение использовать социологические методы для изучения актуальных социальных проблем, идентификации потребностей и интересов социальных групп, общностей, а также готовность к разработке механизмов решения этих проблем и согласования этих интересов.

Беседовала Алина Иванова