Эксоцман
на главную поиск contacts

Профессия – менеджер по внешнеэкономической деятельности

Татьяна Волкова, менеджер по внешнеэкономической деятельности ООО «СтартПром»
22.09.2011
У китайцев несколько иные представления о торговле, чем у нас, от глобальных вопросов - как компании должны взаимодействовать друг с другом, до технических деталей - как правильно упаковывать и перевозить товар. Чтобы преодолевать такого рода противоречия, нужно уметь всякий раз находить компромисс – изъясняться ясно и лаконично, быть достаточно деликатным.

— Татьяна, что входит в компетенцию менеджера по внешнеэкономической деятельности? 

— Как и следует из названия должности, он курирует все вопросы, связанные с внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) предприятия.

Если предприятие, как в нашем случае, занимается торговлей, то это поиск необходимой продукции, установление контактов и дальнейшее общение с ее производителями, в том числе деловая переписка, участие в международных выставках. Менеджер по ВЭД также участвует в разработке стратегических целей компании, планов ее развития, проводит анализ мирового рынка тех или иных товаров.

— Какие знания, умения, навыки, личные качества необходимы в вашей профессии?

— В первую очередь, нужно знать не меньше двух иностранных языков – одним английским сегодня никого не удивишь. Если человек хорошо владеет языком страны, с которой работает, это означает весомую прибавку к зарплате. Без языка в нашей профессии делать нечего - даже если зарубежная компания, с которой вы торгуете, имеет в штате русскоговорящего специалиста, мы все равно должны говорить с руководителями компании на их родном языке.

Менеджер по ВЭД должен иметь представление о стране, которой он занимается, знать законодательство в сфере международной торговли, разбираться в документообороте: какие нормы необходимо соблюдать при закупках и перевозках, как должны оформляться документы.

И, конечно, важны такие личные качества, как инициативность, стрессоустойчивость, уверенность в себе, умение правильно себя преподнести. Приветствуется, когда человек сам генерирует идеи, а не просто выполняет поручения. Мне кажется, менеджеру по ВЭД необходим определенный склад ума: он, как шахматист, должен уметь мыслить системно, просчитывать ситуацию на несколько ходов вперед.

— С кем и чем торгует ваша компания? В каких странах закупается товар? И как его доставляют в Россию?

— Компания торгует строительным оборудованием, которое закупается в Китае, на заводах, находящихся в разных провинциях. В Россию товар перевозится на грузовиках – сначала до таможенного пункта в Манчжурии, потом до Читы и дальше до места назначения. Иногда бывают морские перевозки – если завод находится недалеко от порта, так удобнее. Тогда на грузовиках оборудование везут до порта, потом на корабле до Владивостока или Находки.

— Как вы находите поставщиков?

— Через Интернет – в наше время там можно найти практически любую информацию вплоть до того, кто продает те или иные модели строительного оборудования с определенными стандартами и техническими характеристиками.

— А в Китай вам приходилось ездить по работе?

— Да, конечно. Приезжали на завод, осматривали территорию, производственный цех, затем обсуждали интересующие нас вопросы с директором, его ближайшими заместителями и техническими специалистами. Переговоры вели руководители компании, а я и переводила, и иногда сама поднимала какие-то темы.

— Профессиональные востоковеды утверждают, что в деловом общении с китайцами, как и с представителями других народов Азии, есть много тонкостей, которые нельзя не учитывать.

— Это правда. В Китае все деловые переговоры не обходятся без застолий. И здесь есть такая тонкость: нельзя отказываться выпить с хозяином завода. Если откажешься, может получиться даже так, что бизнес попросту не сложится. В моей практике были случаи, когда я, отказываясь от напитка, говорила, что беременна, чтобы не обидеть хозяина.

По китайской традиции застолье происходит за круглым столом – все участники располагаются именно общим кругом, а не друг напротив друга. И здесь большое значение имеет, кто где сидит. Сначала за стол садится директор, справа – его ближайший заместитель. Директор сам распределяет, кому и куда садиться. Приехавший гость тоже занимает определенное место. Все эти тонкости – элементы давно сложившейся культуры общения.

— Как получилось, что вы выучили китайский язык? Это произошло уже во время работы в компании?

— Нет, Китай – моя давняя специализация, я училась там два года в университете. Вообще я географ по образованию, китайским языком начала заниматься во время учебы на географическом факультете МГУ. Меня очень интересовала культура Востока, в особенности Китая. Во-первых, это древнейшая цивилизация с многовековой историей, интересно узнавать психологию китайцев через язык. Во-вторых, это очень перспективная, быстро развивающаяся страна, которая много чего производит. Как говорится, «все, что ни делается, делается в Китае».

Сейчас в России специалисты со знанием китайского языка особенно востребованы в торговой сфере – мой пример очень показателен.

— А какое высшее образование, на ваш взгляд, оптимально для менеджера по ВЭД?

— Эта работа не терпит дилетантов, и в идеале образование менеджера по ВЭД должно быть экономическим или близким к нему – например, географическим, как у меня. Но, как показывает практика, зачастую для этой работы достаточно определенного набора знаний и навыков, которыми может обладать человек и без профильного образования, - прежде всего, это иностранный язык и работа с документацией. А дальше все зависит от желания постигать азы профессии, развиваться.

— Несмотря на знания языка и восточной культуры, наверняка у вас бывают непредсказуемые ситуации, когда в общении с китайскими партнерами возникают трудности…

— Такое бывает практически каждый день. Вообще у китайцев несколько иные представления о торговле, чем у нас, от глобальных вопросов - как компании должны взаимодействовать друг с другом, до технических деталей - как правильно упаковывать и перевозить товар. Чтобы преодолевать такого рода противоречия, нужно уметь всякий раз находить компромисс – изъясняться ясно и лаконично, быть достаточно деликатным.

Китайцы всегда делают так, как им удобнее, и очень редко прислушиваются к нашим требованиям. У них свои традиции, привычки – например, они считают, что если что-то продаешь или покупаешь, нужно обязательно торговаться. Если с ними не торгуешься, они могут даже обидеться, - так для них важна эта торговая игра. Они в нее с детства играют. Сбить цену хоть в два раза, хоть в десять раз – это абсолютно нормально. К этому нужно быть готовым не только придя на обычный китайский рынок, но и в оптовой торговле, в большом бизнесе, даже в случае с серьезным оборудованием, которым торгует наша компания. Мы привыкли к тому, что представители заводов называют заведомо высокие цены и нужно уговорить их дать скидку.

— Неужели ценообразование в большом бизнесе столь же спонтанно и зависит, прежде всего, от настроения продавца и покупателя, как на китайских рынках или в магазинчиках курортных поселков азиатских стран?

— Конечно, чтобы преуспеть в бизнесе, нужно понимать, сколько реально стоит тот или иной товар. Менеджер по ВЭД как раз занимается тем, что изучает рынок, делает сводки цен, следит за общей ситуацией. Если мы сталкиваемся с высокими ценами, то, конечно, наша обязанность – на переговорах свести их к минимуму. Хотя бывают и ситуации, когда сразу предлагаются фиксированные цены.

Вообще при ведении переговоров о ценах нужно учитывать, насколько серьезен тот или иной завод. Если он малоизвестен в Китае, можно требовать неимоверные скидки, а если у него отменная репутация, то такое не пройдет.

— С какими специалистами внутри компании чаще всего взаимодействует менеджер по ВЭД?

— Я чаще всего взаимодействую с менеджерами по закупкам, логистами и техническими специалистами, которые хорошо разбираются в строительном оборудовании. В определенных ситуациях могу получить у них консультацию. Например, чтобы обсуждать с представителями завода характеристики товара, мне часто нужна помощь профессионального «технаря».

— «Плюсы» вашей профессии кажутся очевидными – это, прежде всего, поездки в другую страну, общение с разными людьми. А «минусы» вы могли бы перечислить?

— Наверное, один из «минусов», точнее сложность нашей работы – взаимодействие с таможней. Это всегда сильный стресс. Там обычно требуется оформить документы в кратчайшие сроки – постоянно чувствуешь на себе груз ответственности. Еще одна сложность, о которой я уже сказала, - возможное недопонимание с иностранными партнерами в силу разницы культур, менталитетов. Если менеджер по ВЭД только начинает карьеру, просто невозможно расслабиться – нужно во всем ориентироваться очень быстро.

— К вопросу о карьере: как она обычно строится у менеджера по ВЭД? И если взять тот случай, когда человек не переходит на руководящие должности, в чем заключается профессиональный рост?

— Карьерный рост, конечно возможен, и, как в любом деле, он зависит от опыта. В начале своей карьеры менеджер по ВЭД может заниматься маркетинговыми исследованиями, изучать рынок, налаживать контакты с заводами. Со временем компетентность растет, появляется больше обязанностей, укрепляется положение в штате, увеличивается оклад…

— Как вы считаете, кто комфортней чувствует себя в этой должности, женщина или мужчина?

— Наша профессия требует повышенной коммуникабельности, умения общаться с людьми и расположить человека к себе, понимания, о чем можно говорить, а о чем нельзя. Поэтому, мне кажется, эта работа больше подходит для женщин, они себя чувствуют в этой роли более комфортно, поскольку они более коммуникабельны, чем мужчины. Насколько мне известно, статистика подтверждает, что среди менеджеров по ВЭД женщин больше.

Хотя, конечно, многое зависит от специфики товаров. Например, считается, что строительным оборудованием должны торговать мужчины, женщин зачастую всерьез не воспринимает. Но я стараюсь разрушать этот стереотип.

— Как вы полагаете, изменился ли круг должностных обязанностей менеджера по ВЭД в российских компаниях за последние несколько лет?

— Наверное, круг должностных обязанностей не столько изменился, сколько стал более объемным. Работы стало больше. И этому есть объяснения: огромная часть современного мира зиждется на коммерции, за последние несколько лет увеличился международный товарооборот, стало больше компаний, занимающихся экспортом и импортом, выросла конкуренция.

Россия не исключение, так что профессия менеджера по ВЭД в нашей стране сейчас очень востребована.

Беседовала Юлия Соловьева