Эксоцман
на главную поиск contacts

Профессия – специалист по логистике

Наталья Бородина, специалист по логистике ООО «Техпромтрейдинг» в Москве
11.10.2011
Главная задача логистики в том, чтобы оптимизировать денежные затраты и при этом обеспечить должный уровень обслуживания потребителей.

— Наталья, что это за термин – логистика? Откуда он к нам пришел?

— Насколько мне известно, это понятие принадлежало к военной терминологии и было связано с движением и распределением военных грузов. Логистика (от фр. loger) – «размещение, расквартировывание войск».

Сейчас логистика как наука изучает управление потоками товаров и услуг и связанных с ними финансов, а также операции, связанные с перемещением и хранением грузов. Логистика необходима для выявления закономерностей, которые возникают при товарообороте.

Главная задача логистики состоит в том, чтобы оптимизировать денежные затраты и при этом обеспечить должный уровень обслуживания потребителей.

Логистика различается внешняя и внутренняя. Больше сложностей вызывает внешняя, поскольку общение с таможней априори предполагает наличие каких-либо затруднений, связанных с документацией, прохождением товара через таможенную границу, сроками поставки и прочим. С внутренними перевозками все обстоит несколько проще. Не возникает трудностей при общении с иностранными гражданами, да и сроки доставки значительно меньше.

— Что входит в круг ваших должностных обязанностей?

— Должностных обязанностей у меня очень много. Основная моя цель – следить за движением товара (груза) от поставщика до конечного пункта назначения. Помимо этого я контролирую проход товаров через таможенные посты, координирую разгрузочные и погрузочные работы. Общаюсь с бухгалтерией, с иностранными партнерами, с декларантами, с транспортно-экспедиционными компаниями, с заводами-изготовителями. Согласовываю цены, заключаю контракты, договоры. Планирую закупки, выбираю наиболее подходящие типы транспортных средств, которые будут использованы для доставки товара, составляю регламент маршрутизации поставок. Делаю предварительный расчет таможенных платежей. Контролирую работу со складами. Веду специальные таблицы: сводную электронную таблицу с информацией о грузах и таблицу по контролю и готовности товаров к отгрузке.

— Какие грузы перевозит ваша компания, откуда они?

— Это полимерные сетки, которые обычно используются при строительстве и реставрации зданий, с целью предупреждения разрушений. Еще мы перевозим соединительные звенья и цепи для проходческих комбайнов, которые применяют в угледобывающей промышленности. Все товары, как правило, из Китая.

— Каким образом вы отслеживаете движение товара? Сколько на это уходит времени? Зависят ли сроки поставки от количества перевозимого груза?

— За грузом нужно начинать следить после изготовления товаров, когда происходит оформление заказа. Я отслеживаю его с момента отгрузки с завода до конечного пункта назначения, то есть до покупателя. Товар проходит через зону таможенного контроля. Я постоянно связываюсь с представителями таможни, я должна быть всегда в курсе того, где он находится в данный момент. Например, с завода товар отгрузился, нужно на таможню машину поставить, машина оформлена, нужно следить, чтобы она дошла до конечного пункта. На такого рода операции, как правило, уходит месяц, это обычный срок перевозки для перевозки товара из-за границы. Но в таможенном оформлении могут быть и отклонения. Бывает, груз просто лежит на складе, тогда это может затянуться и на большее время. Обычно мы перевозим от 13 до 18 тонн груза, но сроки поставки от количества груза не зависят.

— Входят ли в ваши обязанности выбор транспортного средства для перевозки, контроль за складами? Как вы все это организовываете? По каким критериям подбираются средства транспортировки?

— Перевозчик должен быть обязательно международный – то есть он должен иметь лицензию на международные перевозки. Транспортные средства зависят от груза: машина может быть с открытым – или закрытым кузовом. Нужно заранее подобрать подходящую для груза модель.

Я должна подумать над возможными вариантами, все проанализировать, составить сравнительные таблицы. А то, какой именно вид транспорта будет использоваться: наземный, водный или воздушный, – зависит от руководителя продаж, который и дает направление. Руководитель продаж отвечает за конкретный товар.

О контроле над складами. Здесь я имею в виду те склады, что находятся у контрагента (продавца товара) и склады в России.    Мы уже изначально знаем, у кого будем забирать товар и кому его доставлять. Я просто должна проконтролировать, на каком складе товар будет лежать, если это понадобится, и заранее обо всем договориться.

— Ездили ли вы в командировки? Для каких целей?

— В Читу, в Забайкальск. Там у нас расположены некоторые пункты таможенного контроля. Там мы постоянно разгружаем товары. Мне было нужно, грубо говоря, понять физический смысл, как это все происходит. Увидеть наглядно картину, что собой представляет процесс разгрузки товара, где находятся склады, где проходит граница.

— Как вы думаете, можно ли стать логистом, имея только экономическое образование, а не специальное?

—  Это абсолютно реально, но нужно, конечно, пройти курсы. Например, у меня экономическое образование по специальности «Финансы и кредит», я училась в Новосибирском институте народного хозяйства, ныне Новосибирский государственный университет экономики и управления. Но при этом я проходила специальный курс, у меня есть аттестат специалиста по таможенному оформлению. Просто общение с таможней не терпит некомпетентности.

— Необходимы ли какие-то профессиональные навыки и личностные качества для того, чтобы уверенно себя чувствовать в этой профессии?

— Желательно знание одного или двух иностранных языков, а также – русского языка, как устного, так и письменного, на должном уровне.

Часто приходится оперировать большим объемом информации, следить за движением документов для бухгалтеров и декларантов, поэтому нужно уметь стратегически мыслить и грамотно вести документацию.

Логист должен хорошо разбираться в логистической политике – для того, чтобы уметь снижать затраты денег и времени. Разумеется, нужно быть подкованным в плане законодательства.

Среди личностных качеств нужны, прежде всего,  внимательность, ведь необходимо держать в поле зрения сразу несколько разных аспектов. Нужна ответственность – проявление халатности просто недопустимо, когда имеешь дело с большими деньгами.

Еще необходимо такое качество, как настойчивость. Иногда возникают такие ситуации, когда следует грамотно и деликатно надавить на человека.

— Что это за ситуации? Почему они возникают?

— Например, отправил ты какой-либо запрос и постоянно связываешься с адресатом, звонишь, пишешь, пока не получишь ответ. Иногда ответ приходится буквально вытягивать. Это все происходит по причине человеческих качеств, из-за лености, нежелания «оппонента» сделать работу вовремя. Бывает так, что адресат просто не отвечает какое-то время. И никогда нельзя пускать ситуацию на самотек.

— Какие ошибки может допустить логист? И к чему это впоследствии может привести?

— Ошибки могут быть, и очень серьезные. Многое зависит от своевременного оформления документов и правильного заполнения деклараций. Если допустить ошибки при заполнении, могут возникнуть серьезные проблемы, а все из-за невнимательности. Не оформил вовремя документ – машина встала на границе. Все это чревато большими финансовыми потерями для компании.

А задержать машину с грузом могут надолго, пока не будет предоставлена должная информация.

Также очень важно при «разтаможке» правильно подобрать код ТН ВЭД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности).

Дело в том, что каждой продукции, которая проходит таможенную границу, присваивается индивидуальный код ТН ВЭД. Для того чтобы грамотно его подобрать, нужно проделать кропотливую работу: тщательно просмотреть справочник, содержащий в себе несколько сот страниц, на которых зафиксированы все коды, и выбрать наиболее подходящий.

Каким образом подбирается код? Нужно точно определить, к какой группе грузов относится наш, учитывая при этом разные тонкости: из какого материала он изготовлен, вес и прочее.

Например, перевозит какая-то компания тряпочные сумки. Проводится экспертиза: какой в ткани процент хлопка, синтетики, и в зависимости от этого товару присваивается индивидуальный код, в свою очередь исходя из этого платится определенная таможенная пошлина.

Если код будет присвоен неверно, компания заплатит лишние деньги, причем обнаружиться это может спустя какое-то время.

У нас была такая история. При отгрузке товара на таможню мы заявили в документах один вес, а досмотр на таможне показал вес другой, несколько больше. Это выглядело так, будто мы специально в документах занизили вес, чтобы заплатить меньшую сумму таможенного сбора.…

В итоге мы заплатили штраф. А всему виной была погрешность весов: перевес был всего около 5 кг, а мы перевозим тонны, но тем не менее «задним числом» уже ничего никому не докажешь.

Еще один пример ошибки, когда возникли трудности с транспортировкой. Для перевозки нам нужна была машина с закрытым кузовом, а перевозчик прислал бортовую машину с открытым. Возникла небольшая путаница с оформлением заказа.

Вообще, когда идут отгрузки из-за рубежа, довольно часто могут возникать трудности. Поэтому главное – повторю – это правильное заполнение документов. Все у всех должно быть зеркально отображено: наименование, количество, спецификация.

Во избежание ошибок нужно все время быть на чеку.

— Наталья, какие «за» и «против» в своей профессии вы видите?

—  Я вижу здесь только один минус: это работа, которая требует колоссального нервного напряжения, что, разумеется, влияет на психический фон в целом, и не самым лучшим образом. С другой стороны, практически в любой профессии возможны стрессы...

Плюсы, конечно же, есть. Во-первых, умение общаться и договариваться с людьми, которое предполагает эта работа, может неоднократно пригодиться и в обычной жизни.

Еще один, на мой взгляд, большой полюс – командировки. Возможность куда-то съездить (пусть даже и по делам компании) – это всегда хорошо.

Беседовала Юлия Соловьева