Эксоцман
на главную поиск contacts

Профессия – серийный предприниматель

Антон Абрамов , предприниматель в сфере бизнеса в Интернете и мобильных устройств
4.11.2011
У американцев развита предпринимательская философия. Когда работать в компании становится неинтересным, люди уходят и пробуют вести свой бизнес. В нашей стране не так. Для нас немыслимо в середине жизни бросить налаженную карьеру и стать серийным предпринимателем.

—  Антон, в чем суть серийного предпринимательства – в противоположность обычному?

— Суть серийного предпринимательства в поиске бизнес-моделей, которые могут быть масштабированы в случае успеха. Это значит, что они могут быть за короткий срок доведены до большого масштаба.

Парикмахерская, к примеру, плохо масштабируемый бизнес, для его расширения потребуется гораздо больше работы, чем для масштабирования сайта объявлений. Современный серийный предприниматель выбирает бизнес-модели, которые, как правило, связаны с Интернетом и новыми технологиями. Это чаще всего социальные  Интернет-проекты.  К  примеру, Groupon  –  они  просто масштабировались и быстро стали приносить доход.

— Однако согласитесь: название профессии звучит несколько необычно... Не возникает проблем с объяснением, чем вы вообще занимаетесь?

— У меня сначала возникали сложности с самопрезентацией, но, посмотрев на визитки коллег американцев и европейцев, я убедился, что это признанный в мире вид деятельности.

Хотя в России, мне кажется, до сих пор не в почете быть предпринимателем. Кто-то считает, что предприниматель это «купи-продай», спекулянт. Но как сказал Сергей Галицкий, «купи-продай» – это когда у тебя нефтяная вышка. А если у тебя бизнес, то это постоянная тяжелая работа семь дней в неделю.

— Вернемся к Интернет-технологиям. За счет чего в социальных Интернет-проектах возникает прибыль? За счет рекламы?

— Нет, реклама это плохой план для окупаемости. Одна из ключевых задач, над которой  ломает  голову  серийный  предприниматель,  –  найти  не  только интересную идею, которая будет положительно воспринята пользователями, но и как раз придумать способ ее монетизации.

Самая популярная модель, которая пока еще считается самой эффективной, – «freemium». Это когда только 5 процентов пользователей платят за сервис, получая дополнительную  пользу:  например,  «бесплатники»  могут  хранить  на  своей странице  пару  сотен  фотографий,  а  за  возможность  хранить  10  тысяч предлагается заплатить. Так работает  Gmail. Важно найти такой рынок и сделать такой  «средний  чек», чтобы  доход от  этих 5 процентов платящих пользователей подразумевал прибыль.

— А если идея оказывается провальной?

— Ничего особенно страшного не случится. Самое замечательное в нашем деле – то, что потери здесь сравнительно небольшие. Как правило, издержки стадии, на которой понятно, пойдет бизнес или нет, не выходят за рамки нескольких миллионов рублей. Не пошел этот бизнес – учимся на ошибках и начинаем следующий.

— То есть серийный предприниматель не принимает близко к сердцу крушение дела…

— Победа это здорово, но неудача – тоже очень хорошо. Это означает, что ты сделал ошибку, которую больше не повторишь, а если эта ошибка была столь серьезна, что разрушила бизнес – так это вообще здорово. Человеку могут рассказать про 100 ошибок, которые теоретически можно совершить, но он способен 99 из них не услышать и совершить еще 900, которые не вошли в список. Если серийный предприниматель сделал какую-то ошибку, это значит, что он к ней склонен, а если он к ней склонен, то самое ценное, что он получил, – это нечто вроде иммунитета. Если предприниматель работает с инвесторами, партнерами, то они тоже такую ошибку не сделают. В большинстве случаев серийный предприниматель постоянно падает, но он учится на своих ошибках, поднимается и воплощает новые идеи.

— А если не доводить дело до краха – как приходит понимание, что от бизнеса пора отказываться, что даже если в него еще вложиться, ничего хорошего из этого не выйдет?

— Считается, что одна бизнес-идея проверяется от нескольких месяцев до года. Решение, хорошая идея или нет, приходит, когда предприниматель получает обратную связь от целевой аудитории. Возьмем все те же популярные сегодня социальные игры. Мы делаем версию игры, привлекаем туда пользователей, и смотрим, как они играют. Если игра «та», мы видим это по статистике. Народ в нее возвращается, приводит друзей, все отлично. Несколько процентов этой  аудитории  платят  деньги, покупая цифровые товары. Если же мы заливаем 100 тысяч человек, а в игре через неделю игроков остается сто, мы понимаем: проект должен быть как минимум серьезно улучшен.

Серийный предприниматель должен быть всегда готов отпустить свой бизнес, поняв, что ему теперь уже «точно конец». Хотя может быть и другая ситуация, когда проект имеет неожиданно большой успех. В этом случае серийный предприниматель, возможно, тоже не будет за него держаться, но уже потому, что он недостаточно компетентен в управлении большим или быстро растущим бизнесом. Если же человек понимает, что он справится, что хочет и дальше вести этот бизнес – он остается, работает годы и, возможно, выводит  его  на  биржу. И из серийного  предпринимателя превратится в обычного бизнесмена.

—  При взгляде на  тех, кого называют серийными предпринимателями, складывается впечатление, что это сплошь молодые люди…

— В  России  –  да,  но  это  особенность  страны, а, например, в Гонконге я познакомился с кластером серийных предпринимателей из Сан-Франциско, мы работали в одном офисе, и их средний возраст – 40 лет. Как-то один из них признался, что очень сильно завидует молодым, потому что молодые в 20 лет поняли то, что он осознал только к 35 годам: что не может быть счастлив, если будет работать «на дядю».

У американцев развита предпринимательская философия, и некоторые люди на каком-то этапе понимают, что хотели бы успеть прожить жизнь по-другому. Их потребность в  самореализации лежит в плоскостях, которые очень труднодоступны с точки зрения работы в компании. И когда шаги по карьерной лестнице становятся предсказуемыми, когда  работать в компании  дальше становится неинтересным, они уходят и пробуют вести свой бизнес.

А в России не так.  Во всяком случае, это касается серийного предпринимательства. Мне кажется, у нас, если человек не решился на это в молодости, то не решится уже никогда. Для нас немыслимо в середине жизни бросить налаженную карьеру, чтобы стать серийным предпринимателем.

— Но чтобы поменять свою жизнь – нужно вдохновение. Где его взять? От чего оттолкнуться, чтобы бросить работу и начать собственный бизнес?

— Вдохновение можно найти. Им можно проникнуться, читая, например, Стива Джобса, Билла Гейтса или Робина Шарму. Идея рождается, когда человек постоянно изучает то, что происходит вокруг. И когда умеет радоваться успеху других.  Поэтому  если  ты  работаешь в Интернет-бизнесе, надо читать технологические блоги, хотя бы каждый  день  по часу.  

В  мире Интернет-технологий все происходит очень быстро: кто-то находит проблему, придумывает, как ее решить, тут же об этом становится известно, и аудитория реагирует принятием этого проекта. Когда об этом читаешь, начинаешь верить в себя, что это возможно не только для человека из Сан-Франциско, а для каждого, кому это важно.

— А каким проектом ты занимаешься сейчас? На что тебя вдохновили последние новости мира Интернет-технологий?

— Мой последний  проект — http://www.GetPeers.com/—  запущен в Гонконге, Нью-Йорке и Кремниевой Долине. Это сервис, который легко решает совершенно разные задачи, от аренды футбольного поля или столика в ночном клубе, до совместного снятия офиса несколькими маленькими фирмами. Смысл  в том, что человек описывает в специальном приложении какую-то идею, а «друзья» по Facebook гарантируют свое участие в этой идее, пока не наберется минимум участников. Таким образом, GetPeers.com  позволяет  не бояться потерять свои деньги в тех случаях, когда кому-то нужно заплатить вперед за товарищей. Ведь часто бывает так, что люди, давшие согласие участвовать в каком-то проекте или мероприятии, «вдруг» не появляются или не платят, когда доходит до дела. И организатору либо не хватает людей для реализации затеи, или он теряет личные деньги. GetPeers помогает решить эту проблему.

Главная особенность сервиса – это возможность быстрого группового выбора одного из нескольких вариантов, не простым голосованием, а гарантией участия в нем. Приложение работает на iPhone, Android и на любом компьютере в привязке с Facebook, что позволяет быстро набирать гарантированных участников для любой востребованной идеи. Ну или поняв, что народ не набирается, не тратить на нее силы и придумать новую.

Беседовала Алина Иванова