Эксоцман
на главную поиск contacts

Новый стандарт рассчитан на повышение конкурентоспособности будущих специалистов

Галина Чусавитина, декан факультета информатики Магнитогорского государственного университета
15.11.2011
Новый стандарт делает программы обучения более гибкими. Мы можем готовить специалистов, учитывая запросы рынка и интересы, склонности, способности самих студентов.

— Галина Николаевна, вы участвовали в обсуждении стандартов на стадии разработки. Как проходила работа и как на вашем факультете готовились к переходу на новые ФГОС по бизнес-информатике?

— Было несколько заседаний Учебно-методического совета по направлению «Бизнес-информатика» УМО в НИУ ВШЭ – обсуждение проекта стандартов заняло около двух лет. Я докладывала об итогах обсуждения коллегам на факультете, после чего мы работали над документами, регламентирующими содержание и организацию образовательного процесса по реализации образовательной программы подготовки бакалавров и магистров. Для преподавателей МаГУ были проведены курсы повышения квалификации по компетентностному подходу и по разработке учебных планов.

— Как вы оцениваете стандарты нового поколения – можно ли говорить об их преимуществах?

— ГОС, по которым велось преподавание последние двадцать лет, жестко регламентировали перечень дисциплин, их объем, содержание, формы отчетности.

Основным преимуществом стандартов нового поколения являются изменения как в структуре, так и в условиях реализации образовательных программ и в требованиях к результатам их освоения. Так, соотношение в образовательной программе обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, изменилось в сторону большей самостоятельности вуза (вариативная часть составляет 50 процентов в бакалавриате и 70 процентов в магистратуре). Причем даже к обязательной части ФГОС определяет только требования к формируемым компетенциям, а содержательное наполнение определяет вуз.

— А в чем преимущество компетентностного подхода, в идеологии которого разработаны стандарты?

— Компетентностный подход не нов, истоки его относятся к 1960-1970 годам. Особенно активно вопросы выработки гибких критериев для описания результатов образования стали обсуждаться у нас в контексте Болонских реформ.

В рамках компетентностного подхода образовательный процесс строится в соответствии с четкими параметрам описания того, что студент будет знать и уметь, чем он будет владеть «на выходе», какими качествами он будет обладать не только как профессионал, но и как личность. Благодаря компетентностному подходу мы получаем новое качество образования – более подготовленных специалистов, мобильных, умеющих решать не только стандартные, но и принципиально новые задачи в сложных, изменяющихся условиях труда и жизни. В бизнес-информатике это, кстати, очень актуально, так как информационные технологии развиваются очень динамично, знания в IТ-сфере устаревают очень быстро.

— Ощутили ли уже студенты и преподаватели перемены? Какие?

— В первую очередь перемены почувствовали преподаватели. Что скрывать – у них стало больше работы. До 30 мая 2011 года мы должны были разработать паспорта компетенций, учебные планы, рабочие программы на весь срок обучения, поскольку компетенции должны формироваться у студента с первого по последний курсы. Сейчас усилия преподавателей сосредоточены на разработке содержания новых курсов, внедрении новых форм и методов преподавания, написании новых методических рекомендаций, пособий, учебников.

Что касается подготовки студентов, об этом говорить пока рано: надо, чтобы прошла хотя бы первая сессия, возможно, состоялся бы первый выпуск, и тогда оценивать перемены.

— У студентов стало больше дисциплин по выбору. Как это отразится на учебном процессе и подготовке специалистов?

— Студенты сейчас, учась в одной группе, могут получать различную подготовку, поскольку появилась реальная возможность построения индивидуальных образовательных траекторий. Новый стандарт делает программы обучения более гибкими, дает возможность вводить в программу предметы, содержащие самую актуальную информацию.

В одной и той же учебной группе мы можем подготовить действительно разных специалистов, учитывая запросы рынка и интересы, склонности, способности самих студентов. Например, в рамках направления «Бизнес-информатика» на факультете информатики мы предлагаем бакалаврам профиль «Управление контентом». Используя рекомендации Профессиональных стандартов в области информационных технологий, мы готовим специалиста по информационным ресурсам. Выпускники по данному профилю очень востребованы на рынке труда в условиях динамично развивающегося электронного общества. Кто-то «выпустится» контент-менеджером, кто-то веб-программистом, веб-аналитиком, а кто-то, возможно, будет заниматься оптимизацией, раскруткой и продвижением сайтов или руководить Интернет-проектами.

— С новым стандартом должны были измениться формы работы со студентами: меньше лекций, больше интерактивных занятий – лабораторных, мастер-классов, дискуссий. Вы согласны с тем, что такие формы более эффективны? Они оправдывают себя?

— Конечно, интерактивные формы более эффективны. Во время традиционной лекции преподаватели редко общаются со студентами, если и обращаются к ним, то, как правило, с риторическими вопросами – как таковой «обратной связи» на лекциях практически нет. Сформировать умения, навыки, получить опыт практической деятельности можно только на практических, лабораторных занятиях, на практике, участвуя в реализации реальных проектов.

Правда, здесь свои сложности. Те же лабораторные занятия организовать по-новому непросто: нужно создавать какие-то временные лабораторные места, а это дополнительная нагрузка на инженеров, обслуживающий персонал, далеко не всегда есть необходимое оборудование. Хорошо, если будут помогать работодатели – позволят часть работ проводить на их базе.

— В подготовке стандартов по бизнес-информатике принимали участие работодатели. Говорится о том, что стандарты не могут быть успешно реализованы без их активного участия. Как у вас на факультете налажено сотрудничество с IТ-компаниями?

— Работодатели часто сетуют, что сегодня традиционное IТ-образование отстает от реального производства. Сократить разрыв между теорией и практикой, а образовательный процесс сделать своевременным и отвечающим постоянно меняющимся потребностям – одна из основных задач, стоящих перед высшим образованием и IТ-индустрией.

У нашего города своя специфика. Магнитогорск – монопромышленный город, с градообразующим предприятием – Магнитогорским металлургическим комбинатом. Как известно, у моногородов есть «минусы»: если градообразующее предприятие вдруг закрывается, город оказывается на грани вымирания. При финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в МаГУ уже в течение двух лет реализуется проект «Разработка инновационных механизмов повышения конкурентоспособности выпускников IТ-специальностей вуза в условиях монопромышленного города». Целью проекта является разработка концептуальных основ по повышению конкурентоспособности выпускников IТ-специальностей на основе сотрудничества с заинтересованными предприятиями и организациями.

Мы старались привлекать работодателей как на этапе экспертизы проекта стандарта для определения квалификационных требований к современным IТ-специалистам, для консультаций при формировании образовательных программ, соответствующих требованиям современной IТ-индустрии, так и на этапе его реализации: для чтения лекций, проведения конференций, мастер-классов и круглых столов, организации профессиональных студенческих практик и т.п.. Большая работа ведется по созданию совместных научно-образовательных структур (научных и учебных лабораторий, центров, базовых кафедр), по реализации академических программ сотрудничества с производителями программно-аппаратного обеспечения, сертификации студентов.

Есть, правда, и проблемы. Если в крупных городах, Москве и Санкт-Петербурге, работодатели активно сотрудничают с вузами, например, участвуют в создании базовых кафедр, то в регионах с этим сложнее: далеко не все сотрудники компаний-работодателей заинтересованы в подготовке себе конкурентной смены – более молодой и активной; многие не готовы тратить время и деньги на подготовку будущих специалистов.

Только наиболее «продвинутые» IТ-компании начинают понимать, что во взаимодействии с вузом они могут эффективнее решать свои кадровые проблемы. А это позволяет обеспечить высокую производительность труда, снизить непроизводственные затраты на дообучение и переподготовку кадров и в итоге повысить конкурентоспособность самого предприятия.

— Сделает ли новый стандарт учебу более интересной? И от чего, по-вашему, зависит успех в реализации ФГОС?

— Успех в реализации стандарта зависит от многих факторов. Есть ли в вузе необходимая материально-техническая база? Как используются в учебном процессе информационно-образовательные ресурсы? Ведутся ли интенсивные научные исследования, вовлекаются ли в них студенты? Насколько активно участие в подготовке принимают специалисты IТ-индустрии? Каков уровень интеграции науки, учебного процесса и производства? Но главное все-таки – это квалифицированные преподаватели, их возможности и желание работать по-новому. К сожалению, зарплата в коммерческом IТ-секторе намного больше, чем зарплата преподавателей – докторов и кандидатов наук. Вырастить, найти и удержать высококвалифицированных преподавателей IТ-дисциплин в вузе – настоящее искусство.

Однако если все будет реализовано так, как задумано, я полагаю, положительные эффекты стандарта проявятся – качество подготовки бизнес-информатиков станет выше, учиться студентам будет интереснее. Выпускники будут более конкурентоспособными и востребованными на рынке труда.

 

Беседовала Елена Кузнецова