Эксоцман
на главную поиск contacts

В поисках оптимальной роли государства

Андрей Яковлев, директор Института анализа предприятий и рынков Высшей школы экономики
21.11.2011
Исходная установка, лежащая в основе книги Владимира Попова «Стратегии экономического развития», – что государство в странах с низким уровнем развития, действуя в интересах общества, может использовать довольно большой набор инструментов для достижения позитивных результатов. Хотя вопрос о том, почему большинство государств в развивающихся странах работают отнюдь не в интересах общества, автор оставляет за кадром.

Известный российский экономист, имеющий международное признание, Владимир Попов работал в Центральном экономико-математическом институте РАН, преподавал в Академии народного хозяйства при правительстве РФ, Российской экономической школе в Москве, читал лекции за рубежом: в Карлтонском и Торонтском университетах Канады, университете Кайзерслаутерна в Германии и других. Сейчас он работает в Нью-Йорке, в экономическом департаменте ООН.

Владимир Попов хорошо знает экономическую теорию и владеет современным инструментарием экономического анализа. Однако в отличие от многих своих коллег с подобным бэкграундом, он не либерал, а человек гораздо более левых взглядов, сторонник активного присутствия государства в развивающихся экономике.

«Стратегии экономического развития» – книга академическая и фундаментальная, но при этом она написана достаточно простым языком, доступным для широкой читательской аудитории. Книга основана на серии исследовательских записок, подготовленных ООН во второй половине 2000-х годов как реакция на события в развивающихся странах в последние 15 лет.

Для Владимира Попова характерен критический взгляд на рекомендации Всемирного банка относительно экономической политики в развивающемся мире. Но в отличие от многих выступлений такого рода, выводы Владимира Попова основаны на цифрах, фактах и регрессионном анализе.

Споры на тему о стимулировании развития начались еще в середине прошлого века. Тогда считалось, что менее развитым странам, чтобы догнать развитые, нужна активная государственная промышленная политика: с защитой внутреннего рынка от импорта и «выращиванием» отечественной промышленности. Так происходило в СССР в 1930-1950е годы, по этому же пути пошли многие развивающиеся страны. Но к 1970-м годам стало ясно, что подобные модели не приносят ожидаемых результатов. В большинстве развивающихся стран эксперименты с активной промышленной политикой оказались тесно связаны с коррупцией и закончились провалом. В экономической теории появились другие взгляды, связанные с необходимостью либерализации, приватизации и дерегулирования. Впоследствии эти взгляды получили название «Вашингтонский консенсус», в рамках которого главными составляющими являются жесткая макроэкономическая политика, финансовая стабилизация и свобода для частного сектора. Однако проведение и этой политики в большинстве развивающихся стран и стран с переходными экономиками в 1980-1990-е годы не привело к желаемым результатам. Если не принимать во внимание Китай, разрыв в уровне жизни между развитыми и развивающимися странами в 1990-е годы не только не сократился, но, напротив, увеличился.

За последние 50 лет лишь ограниченному числу развивающихся стран удалось существенно приблизиться к развитым, и политика, которую там проводили, отличалась и от той, которая считалась правильной в середине прошлого века, и от Вашингтонского консенсуса. В дискуссии на эту тему точка до сих пор не поставлена, и книга Владимира Попова – как раз часть продолжающейся дискуссии.

Безусловным достоинством книги является детальный анализ конкретных инструментов экономической политики в развивающихся странах – включая торговую политику и вопросы регулирования валютного курса, механизмы социальной политики, реформирование государственных предприятий и финансового сектора, меры по поддержке национальных производителей. Можно сказать, что базовая идея автора: государство в странах с низким уровнем развития, работая в интересах общества, может использовать довольно большой набор инструментов для достижения позитивных результатов. Однако вопрос о том, почему большинство государств в развивающихся странах работают отнюдь не в интересах общества, а скорее в частных интересах определенных групп в национальной элите, Владимир Попов оставляет за кадром. Будем надеяться, что ответ на этот вопрос он даст в своих новых работах.