Эксоцман
на главную поиск contacts

Профессия – экономист

Татьяна Дмитриенко, экономист производственного предприятия ООО «Гермес» города Новосибирска
28.11.2011
Основная задача экономиста, работающего на производственном предприятии, – вести экономическую деятельность так, чтобы повышалась эффективность производства.

— Татьяна, кто такой экономист?

— Экономистами называют не только людей, занимающихся масштабными вещами в области экономической науки, но и работников организаций, разрабатывающих систему бюджетирования. Основная задача экономиста, работающего на производственном предприятии, – вести экономическую деятельность так, чтобы повышалась эффективность производства.

— Чем вы как экономист производственного предприятия занимаетесь?

— Я работаю на небольшом предприятии, которое производит кухонную мебель. У нас всего около 20 сотрудников.

Одна из моих основных задач - бюджетирование, то есть контроль за использованием денежных средств в соответствии с планом. Бюджетирование связанно с доходами и расходами. Сначала планируются доходы, затем под эти доходы определяются расходы. Грубо говоря, деньги поступают на счет, но их нужно тратить только с учетом целевого использования.

В моем ведении также - контроль за движением денежных средств, в частности, распределением финансов на производственные затраты и формулирование различных расчетов. Например, расчет необходимого количества материала для производства, расчет времени на изготовление товара.

Еще мне приходится выполнять некоторые бухгалтерские функции, занимаюсь я и вопросами налогообложения.

— Расскажите подробнее о вопросах бюджетирования.

— План бюджетирования составляется по определенным нормам. Для этого делается анализ хозяйственной деятельности и анализ источников прибыли. Анализ происходит следующим образом. Сначала осуществляется планирование.

Допустим, заказчик захотел купить у нас товар. Заключен договор, установлена стоимость. В стоимость входит цена товара, цена доставки и норма прибыли от самой сделки. Норму прибыли определяет ряд условий.

Во-первых, желание собственника, сколько он хочет получить. Разумеется, желания должны быть в пределах разумного: если собственник захочет продать товар по очень высокой цене, намного превышающую рыночную, клиент на такие условия не пойдет, а просто перейдет к другому предпринимателю.

Во-вторых, учет распределения денежных средств на заработную плату сотрудникам, аренду помещения, коммунальные услуги, покупку материалов и налоги. Налоги нужно платить ежемесячно и ежеквартально.

Я занимаюсь расчетом налогов. Можно сказать, в данном случае я выполняю бухгалтерские функции. Просчитывая приблизительные суммы выручки и расходов предприятия, я могу узнать, что за налоги нужно заплатить и какова эта сумма.

Моя задача именно спланировать сумму, какую нужно начислить в бюджет, и проследить за тем, чтобы деньги были у компании, а не получилось так, что нужно заплатить налог, а собственник покупает на эти деньги оборудование. В общем-то, благое дело сделал, а налоги не заплачены. Такие вещи чреваты штрафами и пеней.

— Наверное, для слаженной работы предприятия нужно не только вовремя платить налоги и заключать выгодные сделки, но и делать точные производственные расчеты, чтобы избежать как излишков, и так и нехватки материалов?

— Такой расчет действительно очень важен. Важно определить стоимость одного изделия, чтобы в дальнейшем рассчитать общие расходы на продукцию и правильно определить выручку. Определение стоимости единицы товара называется калькуляцией. Калькуляции составляются только при условии, что у фирмы собственное производство.

Так, нам калькуляция нужна, чтобы знать себестоимость какого-то одного вида мебели. Калькуляция складывается из затраченных денежных средств. Определяется необходимая стоимость материала (в данном случае - дерева), заработной платы рабочим и амортизации оборудования.

Амортизация - это стоимость износа оборудования. Она списывается ежемесячно, составляется только на оборудование, срок эксплуатации которого свыше 12 месяцев, а стоимость свыше 40 тысяч рублей. Закупил, например, собственник оборудование, вложил деньги один раз, и с этого момента каждый месяц необходимо списывать сумму на амортизацию. Если стоимость оборудования 10000 рублей, а срок его эксплуатации 10 лет, то за каждый месяц списывается приблизительно по 830 рублей с копейками. То есть 10000 (рублей) делится на 120 (месяцев).

После определения калькуляции можно сделать общий расчет, чтобы узнать сумму всей выпускаемой продукции. Наверное, легко догадаться, что для этого нужно умножить полученную стоимость единицы продукции на предполагаемое количество продукции.

— В какой мере экономист на производственном предприятии взаимодействует с техническими работниками?

— Экономист взаимодействует с технологом, когда решаются вопросы о количестве материала, необходимого для производства.  Чтобы узнать, сколько материала уходит на изготовление единицы товара, технолог производит разработку лимитов. В нашей фирме он должен рассчитать,  сколько материала уходит на изготовление различных деталей мебели. Для этого он делает чертеж и четкий расчет, в ходе чего выясняется, сколько древесины уходит на изготовление, допустим, ножки табурета, сколько на изготовление сиденья, определяется количество оставшихся в итоге опилок, сколько лака потрачено на один табурет и т.д. Затем все сведения вносятся в специальную технологическую карту.

Задача же экономиста состоит в том, чтобы, учитывая все эти расчеты, составить заказ на закупку материалов, например, на месяц. Причем производство должно быть бесперебойное, в работе не должно возникать простоев.

— …А для этого нужно рассчитывать время изготовления товара?

— Да, и для этого расчета существует нормирование труда. С помощью нормирования труда о пределяется, сколько времени было затрачено для изготовления единицы товара в определенных технических условиях. Здесь экономист должен рассчитать все приблизительно, но не «с точностью до наоборот».

Хотя у меня была такая практика: я определяла с помощью секундомера, сколько времени занимает весь технологический процесс изготовления одного изделия. При этом мне нужно было учитывать, что рабочий день восьмичасовой и в день рабочий должен произвести определенное количество товара.

— Несмотря на такой подход, экономист все же может где-то ошибиться?

— Ошибиться может каждый. Экономист может быть не совсем компетентным и неточно рассчитать стоимость проекта, завысив при этом прибыль. Потом выяснится, что прибыли нет. Получается, что предприятие работает с убытками.

— Вы не упомянули о составлении «бизнес-плана», что тоже входит в обязанности экономиста. Или сейчас этим экономисты уже не занимаются?

— Да, раньше экономисты очень часто занимались разработкой так называемых бизнес-планов. 

Когда Россия пошла по капиталистическому пути, собственники крупных предприятий начали заниматься разработкой этих самых бизнес-планов, и составлял их для собственника экономист. План представлял собой технико-экономический анализ, где шел расчет возможной прибыльности проекта, расчеты велись математическими методами, анализ представлял собой текст с обоснованием всех расчетов. В бизнес-плане указывались предполагаемые источники дохода. Они определяются по итогам предварительных переговоров с потенциальными покупателями. Из всех покупателей учитываются самые подходящие.

Я не говорю, что бизнес-планы совсем не нужны, но сегодня экономисты редко занимаются их составлением.  

— У экономиста производственного предприятия такой широкий спектр служебных обязанностей!.. Почему вы выбрали эту профессию?

— Дело в том, что профессия эта очень востребована. Я окончила факультет планирования промышленности Института народного хозяйства в Новосибирске - один из престижных вузов, при поступлении в который нужно было выдержать немаленький конкурс. Все это, включая последующую учебу, было мне интересно. Экономисту подвластны самые колоссальные расчеты, ты начинаешь понимать язык цифр! - Могу рассчитать, например, какие деньги останутся в России на случай дефолта.

Я знаю все составляющие деятельности предприятия, кто и чем занимается, какую пользу каждый приносит компании. Я «насквозь» вижу структуру предприятия, где прибыль выше, где ниже, где штат раздут и можно обойтись меньшим числом сотрудников… Кстати, вопросы сокращения решаются вместе с экономистом.

Работа экономиста действительно очень интересная, но раньше она была и более объемной по сферам охвата решаемых проблем.

— Но вот вы говорите, что ваши обязанности касаются работы и бухгалтера, и финансиста, и налогового консультанта… А собственно экономисты - есть такие?

— Надо иметь в виду, что широкое понятие «экономист» размывается. В этой сфере начинают ответвляться более узко специализированные виды деятельности, суть которых не отрывается из понятия «экономист». Например, не так давно появилась на предприятиях должность «финансист» - но он решает все те же вопросы экономического характера...

Несмотря на тенденцию к размежеванию функций, профессия экономиста осознается как род занятий. Так что эта профессия не утратила своих основополагающих качеств.    

Беседовала Юлия Соловьева