Эксоцман
на главную поиск contacts

Связь стратегии с деятельностью компании

Андрей Дыдычкин, ОАО «Банк Уралсиб», советник по стратегии
2.12.2011
Книга «Награда за блестящую реализацию стратегии», изданная в 2010 году издательством Олимп-бизнес, станет интересной и полезной тем студентам и аспирантам, кто следит за тенденциями в сфере стратегического менеджмента и управления организациями.

Авторы книги Роберт Каплан (профессор Гарвардской школы бизнеса) и Дэйвид Нортон (президент BalancedScorecardCollaborative, руководитель PalladiumGroupInc.) являются признанными гуру в области стратегического управления. В 1990-х годах они разработали так называемую систему сбалансированных показателей, увязывающую финансовые и нефинансовые составляющие эффективности деятельности организации в стройную модель, которая теперь широко применяется в управленческой практике во многих ведущих компаниях мира, государственных, образовательных, медицинских учреждениях, а также НКО.

На русском языке издана целая серия книг Каплана и Нортона, и, если последовательно знакомиться с ними, можно проследить эволюцию идей авторов. В «Награде…», последней на данный момент книге, авторы не только отразили квинтэссенцию своих взглядов, но и смогли проанализировать колоссальный опыт, накопленный за двадцать лет работы в сфере консалтинга и стратегического менеджмента. Книга представляет собой не сухой академический труд, а анализ кейсов, «разбор полетов» и лучших практик наиболее успешных компаний, внедривших предлагаемый авторами подход.

Важно, что Каплан и Нортон очень критично подходят к собственным идеям, анализируя не только успехи, но и неудачи.

В последнее время становится ясно, что значительная часть организаций, разработавших свою уникальную стратегию, в полной мере не удовлетворены полученными результатами. Во многих случаях реального эффекта, за исключением «талмуда», красующегося на столе у руководителя, стратегия не дает. С чем это связано? Авторы полагают, что такая ситуация  - следствие нескольких причин. Очень часто разработанная стратегия остается в умах самих создателей, а не доносится до менеджеров среднего звена и сотрудников - ее непосредственных исполнителей. Отвечая за свой конкретный участок работы, менеджер не знает, как повлияют результаты его труда на другие сектора и результативность всей организации. Согласно данным, приводимым в книге, в среднем менее 10% сотрудников знают и понимают стратегию. Кроме того нередко первые лица организации, приняв и утвердив стратегию, более ничего не предпринимают, полагая, что ее реализация – само собой разумеющийся процесс. 85% руководителей менее 1 часа в месяц уделяют вопросам стратегии. А напрасно. Ведь какой бы блестящей стратегия ни выглядела на бумаге, не менее важен ход ее исполнения. Еще одной серьезной проблемой является то, что во многих организациях бюджет на реализацию стратегии выделяется по остаточному принципу, и значительная часть ресурсов организации живет «своей жизнью», в отрыве от стратегии. Система мотивации работников лишь в четверти случаев увязана с исполнением стратегических целей. Очевидно, что в ситуации отсутствия стимулов для реализации плановых показателей стратегия обречена на провал.

Проанализировав эти и другие проблемы, авторы книги «Награда…» не только еще раз показали и детализировали маршрут разработки стратегии, но и значительное внимание уделили вопросам ее операционализации, приведения организации в готовность к старту стратегии, мониторингу ее исполнения и корректировке.

Богатейший фактический материал позволяет читателям проследить не только как разрабатываются стратегии, но и как они воплощаются. Книга эта из тех, что уже является настольной у специалистов по стратегическому менеджменту и должна таковой стать для начинающих стратегов и аналитиков.