Эксоцман
на главную поиск contacts

Риторика и противоречия социальной политики

Павел Романов, главный редактор "Журнала исследований социальной политики", профессор факультета экономики НИУ ВШЭ
13.12.2011
В монографии «Class and gender in Russian welfare policies: Soviet legacies and contemporary challenges» представлен анализ противоречивых аспектов социальной политики, рассмотренных на трех взаимосвязанных уровнях: структурно-нормативном, дискурсивно-символическом и деятельностном. Социальная политика понимается не только как государственная стратегия, но как система институтов, идеологии и практик, оформляющих социальные границы между людьми.

Книга профессора факультета социологии НИУ ВШЭ Елены Ярской-Смирновой «Class and gender in Russian welfare policies: Soviet legacies and contemporary challenges» – это опубликованная в Швеции в Гетеборгском университете диссертация PhD. Выстроенная в соответствии с принятыми здесь правилами, работа состоит из двух основных частей.

Во-первых, дана теоретико-методологическая база, где обзор ключевых источников и контекстуальной информации, объяснение выбора концепций и методов подчинены общей логике исследования.

Во-вторых, приведены апробированные результаты эмпирических исследований, опубликованные в рецензируемых изданиях.

Построенная таким образом монография является функциональным изданием, квалификационной работой, в которой расставлены все необходимые маркеры этого жанра. Вместе с тем она может быть полезна тем, кто проводит исследования в близкой области.

О чем идет речь в этой книге? В ней представлен анализ противоречивых аспектов социальной политики, рассмотренных на трех взаимосвязанных уровнях: структурно-нормативном, дискурсивно-символическом и деятельностном. Социальная политика понимается не только как государственная стратегия, но как система институтов, идеологии и практик, оформляющих социальные границы между людьми.

В книге показано, что модернизация социальной жизни при социализме была сопряжена с интернализацией новых форм дисциплины, стандартов повседневной жизни, ценностей, которые влияли на публичную и приватную сферы жизни людей – автор фокусируется на процессах конструирования классовых и гендерных границ, изучая риторику и практику социального воспитания и обеспечения. Постсоветская социальная политика воспроизводит, с одной стороны, элементы советского наследия, с другой – эффекты либеральных реформ. Читателя может заинтересовать здесь анализ идеологии социальной работы. Необходимая теоретическая рамка для выполнения этой задачи строится в русле социологии профессий.

В 1980 – 1990-е годы понятие «класс» стало немодным, чуть ли не табуированным в социологии как теоретическая идея и инструмент эмпирического исследования. Вместо «класса» на повестку дня вышло понятие социальной эксклюзии, относящееся к депривации меньшинств. Германский социолог Ульрих Бек назвал «класс» зомби-категорией, пустым понятием. С точки зрения Бека, необходимо реконтекстуализировать модернистские концепты, заменить их более адекватными постсовременной трансформации общества. В современной социальной теории (особенно это заметно в зарубежной литературе) наблюдается настоящий ренессанс категории «класс», но классы интерпретируются уже не как «коллективы» или реально существующие группы людей (в традиции, идущей от Маркса), а вслед за П. Бурдье как «режимы дифференциации». При этом классообразование как процесс конструирования социальных границ одновременно имеет и гендерную специфику. 

В монографии рассматриваются классовые и гендерные установки в тех системах ценностей, которые проявляют себя в риторике социальной политики и практике социального обслуживания. У клиентов и специалистов, предоставляющих социальные услуги, могут складываться отношения симпатии и солидарности, но в таких взаимодействиях может происходить и маргинализация «объектов помощи». При этом малообеспеченные семьи оказываются в фокусе контроля социальных служб, а некоторые формы социальной поддержки противоречивым образом закрепляют их в уязвимом положении. В особо сложной ситуации оказываются семьи, воспитывающие детей с инвалидностью.

В книге не только анализируются конкурирующие дискурсивные проекты, определяющиеся гендерными идеологиями, семейной и социальной политикой, но и идет разговор о тех способах, какими люди реагируют на стигму и пытаются совладать с ее эффектами, рефлексируют и критически пересматривают отношения власти. Тем самым достигается важная комбинация перспектив структуры и действия.

В отличие от распространенных макроподходов к анализу социальной политики, здесь взгляд автора в основном фокусируется на микроуровне. Исследование выполнено в качественной методологии. Основным эмпирическим материалом стали данные интервью с практиками, администраторами и клиентами социальной работы, наблюдения в социальных службах; кроме того проводился анализ учебной литературы, анализ фотоальбомов детских домов, рассматривалась документация социальных служб и социальная реклама. Эти материалы представлены в пяти публикациях, посвященных визуальному анализу советской институциональной формы заботы о детях, профессионализации социальной работы в постсоветской России, проблемам семей с детьми-инвалидами, конструированию гендерных и классовых границ в риторике социальной политики, критике гендерных клише в учебной литературе по социальной работе и практике социального обслуживания.

 

Iarskaia-Smirnova E.R. Class and gender in Russian welfare policies: Soviet legacies and contemporary challenges. Geteborg: University of Gothenburg, INEKO, 2011