Эксоцман
на главную поиск contacts

У вузов появился образ выпускника, требующий воплощения

Юлия Нестеренко, декан экономического факультета Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ)
22.12.2011
Большая часть вузов ориентируются на тот кадровый потенциал, который есть на кафедрах и факультетах. Смогут ли преподаватели отразить новые требования в своих лекциях и практических занятиях, покажет время.

— Юлия Николаевна,  какие были сложности в переходе на новые ФГОС? Во многих вузах готовность к работе по новым стандартам оценивали как не самую высокую.

— Переход на новые стандарты образования действительно оказался непростым. Во-первых, к нему надо было подготовиться морально, осознать не только необходимость, но и порядок действий. Во-вторых, переход потребовал подготовки очень большого количества документов, начиная от разработки внутривузовской нормативной базы до написания учебных программ по всем дисциплинам учебного плана. Кроме того, сроки для освоения нововведений были сжатые. К тому же ряд стандартов, в том числе по экономике, долго не утверждали в Минобрнауки. Они были готовы, размещены на сайтах УМО и ведущих вузов, но не имели силы закона,  что вносило определенные проблемы при их использовании.

— Но ведь стандарты третьего поколения не были неожиданностью – их идеологию обсуждали последние несколько лет…

— Да, но, как известно, когда то, чего мы очень ждем и к чему готовимся, наконец приходит, то кажется неожиданностью.

— Какие новации нашли отражение в стандартах по экономике и какие проблемы вы видите в связи с их реализацией?

— Новаций много – это и компетентностный подход, и ориентация на результат обучения, а не на содержание дисциплин, и модульный принцип построения учебного плана,  и акцент на самостоятельную работу бакалавров и особенно магистров, и повышенные требования к кадрам, в том числе за счет привлечения представителей бизнеса к учебному процессу и прочее.

Поэтому, конечно, переход на новые стандарты – процесс трудоемкий и в организационном, и в методическом отношении. Но это, по-моему, не главное. Чтобы реализовать компетентностную модель, надо перестроить весь образовательный процесс. Для этого недостаточно только «перелицевать» учебный план, сделать проблемными лекции и практикоориентированными – семинары. Важно сформировать у студентов новый образ мышления, который должен пронизывать их учебную деятельность, научную и самостоятельную работу.

Новая парадигма может быть реализована только при комплексном подходе, в основе которого должны лежать новые механизмы взаимодействия всех уровней обучения, современные методы интеграции образовательных учреждений и научных институтов, высшей школы и работодателей.

Ну и самое сложное, с моей точки зрения, – изменить характер преподавания, сделать его в полной мере соответствующим современным требованиям. Традиционная установка на передачу необходимых знаний в свете новых стандартов теряет смысл. Важнее становится научить студентов приобретать знания и ориентироваться на рынке труда. А для этого должны быть изменены методики преподавания и отношение преподавателей к содержанию лекций и семинарских занятий – что непросто. Ведь большинство вузов пока ориентируется на тот кадровый потенциал, который есть на кафедрах и факультетах и который был сформирован на классических традициях образования.

— Как в РГГУ готовились к переходу на новые стандарты?

— В университете подготовка началась достаточно давно, когда были организованы курсы повышения квалификации для преподавателей по проблемам двухуровневой системы обучения. Конечно, тогда еще нельзя было говорить о тонкостях новых стандартов, но общее представление об особенностях подготовки в бакалавриате и магистратуре, о том, что такое зачетные единицы, компетентностный подход, активные формы обучения, преподаватели получили.

Позже в РГГУ был разработан и утвержден план перехода на новые стандарты. В университете и на всех факультетах были созданы рабочие группы из числа авторитетных преподавателей и сотрудников – они готовили базовые документы и учебные материалы.

—  Вы уже несколько месяцев работаете по новым ФГОС. Что появилось на факультете, чего не было раньше?

— Прежде всего, новые учебные планы. Они были разработаны с учетом компетентностного подхода. В основе учебного плана по направлению «Экономика» – так называемая компетентностная модель выпускника, с учетом которой мы попытались представить образ современного экономиста, и – паспорт компетенций с определением требований к уровню их сформированности по окончании вуза. Это позволило нам  определить необходимый для освоения набор дисциплин.

Еще из нововведений – «входной контроль»: тестирование студентов 1 курса для определения готовности бакалавров к освоению образовательной программы. Мы «замерили» знания студентов по микро- и макроэкономике, истории, философии, социологии, математике, информатике и будем отслеживать их ежегодно, а также оценивать результат обучения.  

— Новый стандарт по направлению «Экономика» объединил в себе специальности, которые прежде были отдельными. Этот подход оправдал себя?

— Здесь не все однозначно. С одной стороны, чтобы быть востребованным специалистом, сегодня надо постоянно учиться, приобретать новые знания.  А это возможно при хорошей базовой подготовке и широком экономическом кругозоре. В дальнейшем это позволит без особых сложностей освоить какую-то смежную специализацию и обеспечит быстрый профессиональный рост. С этой точки зрения объединение специальностей оправдано.

С другой стороны, экономика – это слишком широкое понятие. И меня лично смущает то, что в одно направление сейчас объединены такие разные специальности, как «Мировая экономика», «Финансы и кредит», «Экономика предприятий», «Экономика труда» и другие. Экономистам удалось сохранить более узкую специфику только в магистратуре, где может вестись обучение по направлениям  «Экономика» и «Финансы и кредит».  

— Но вместо специальностей для экономистов предполагаются профили...

— Да, именно они сегодня определяют направленность подготовки, ориентируют ее на соответствующую профессиональную деятельность. Причем профиль, на мой взгляд, за счет набора дисциплин представлен ярче, чем специальность, хотя времени на их освоение теперь на год меньше.

— Как вы оцениваете прикладной характер подготовки экономистов?

— Подготовка в бакалавриате должна носить прикладной характер, чтобы выпускники могли по окончании вуза сразу выйти на рынок труда. В магистратуру же должны пойти те, кто ориентирован на научно-исследовательскую или преподавательскую деятельность, либо на получение более глубоких знаний по профессии и работу на управленческих позициях.

Однако новый стандарт предусматривает в качестве обязательных для бакалавриата такие фундаментальные дисциплины, как «Институциональная экономика», «Экономика общественного сектора», «Макроэкономическое планирование и прогнозирование». Вместе с тем изучение основ предпринимательства, налогообложения, экономики организаций, особенностей функционирования финансовых рынков и прочего, без чего невозможна профессиональная деятельность современных экономистов, предполагается за счет дисциплин вариативной части учебного плана с учетом профиля.

Так что если мы хотим сделать подготовку бакалавров практикоориентированной, это стоило бы учесть и в наборе обязательных дисциплин.

— Помимо других «переходных» вопросов обсуждается математическая подготовка экономистов – смогут ли вузы обеспечить ее на должном уровне?

— В основе современной экономики лежат математические модели и методы. Конечно же, студентов надо серьезно готовить в этой области. В учебный план включено много часов по логике, статистике, эконометрике, методам оптимальных решений.

 Наши студенты часто удивляются: почему им приходится изучать столько математики в гуманитарном вузе? Но это веление времени. Нельзя быть успешным экономистом и не уметь «читать» цифры, строить математические модели, производить глубокий анализ показателей.

— Новые стандарты должны стимулировать вузы к налаживанию контактов с работодателями – это удается? 

—  Мы стараемся привлекать к преподаванию практиков. Около 40 процентов наших преподавателей – руководители предприятий, сотрудники коммерческих банков и других финансовых организаций. При этом все они, как правило, занимаются научной деятельностью и имеют ученые степени кандидатов или докторов наук.

Формы сотрудничества разные: мы приглашаем практиков на целые курсы, для чтения отдельных лекций или модуля в рамках какой-то учебной дисциплины, проводим совместные бизнес-семинары, «круглые столы» и научные конференции.

— А упростится ли теперь академическая мобильность студентов, как ожидалось?

— Не думаю, что мобильность будет массовой, но, безусловно, студенты окажутся в более выигрышном положении. Раньше даже перевод из одного вуза в другой был сопряжен со сложностями из-за различий в учебных планах (перечень дисциплин, объем часов, пропорции лекций и семинаров, спецкурсы и прочее). Не всегда студент мог перевестись из вуза в вуз без потери учебного года на тот же курс, на котором учился. Теперь благодаря единой системе академических кредитных единиц такой проблемы быть не должно. Как будет проходить перезачет учебных дисциплин в случае зарубежных стажировок, пока неясно, но и здесь должны быть определенные подвижки.

 

Беседовала Елена Кузнецова