Эксоцман
на главную поиск contacts

Профессия – бухгалтер

Екатерина Адамова, заместитель главного бухгалтера ООО «Строй»
29.12.2011
Профессия бухгалтера далеко не для всех. Скорее она подходит тем, кто, имея аналитический склад ума, умеет выстраивать причинно-следственные связи…

— Екатерина, согласны ли вы, что с профессией бухгалтера может связать себя не всякий по характеру человек?

— Не только согласна, а убеждена: профессия эта – для людей пунктуальных и, может быть, педантичных, склонных к точности и ясности действий. Про таких говорят, что у них все и всегда «разложено по полочкам». Надо любить и уметь работать с цифрами: понимать, что стоит за каждой, обобщать данные, делать на основании их выводы, выстраивать цепочки причин и следствий. Это невозможно представить себе без таких качеств, как усидчивость, внимательность, спокойствие независимо от обстоятельств – сейчас это часто называют стрессоустойчивостью.

— Но вот пришел начинающий бухгалтер на свою первую в жизни работу. К чему он должен быть готов прежде всего? 

— К тому, что ему придется постоянно учиться. Он должен много читать, вникать во все новое в этой профессии, не оставляя без внимания мелочи и детали – в них-то, как известно, и кроется дьявол, а в бухгалтерской сфере тем более.

Напомню, что есть специальные периодические издания для бухгалтеров – «Главбух», «Главная книга». Есть электронные ресурсы: правовые системы, которыми надо уметь пользоваться, – «Гарант», «Консультант плюс». Необходимо посещать проводимые для бухгалтеров семинары и конференции по бухгалтерскому и налоговому учету.

Ну и – любому бухгалтеру нужно глубоко, насколько это возможно, знать специфику отрасли предприятия, где он работает. Всего этого – уже очень и очень немало.

А уж если бухгалтер занимает к тому же руководящую позицию, он должен уметь принимать нестандартные решения, грамотно действовать в неожиданных обстоятельствах – допустим, потребовалась срочная  модернизация технологической линии: тут нужны иные расчеты по сравнению с прежними. Или – предположим, всегда заключались только договоры о купле-продаже, а потом было принято решение заключить договор лизинга (аренда оборудования). Естественно, и тут расчеты потребуют от бухгалтера специальных знаний.

В случае необходимости бухгалтер должен всегда знать, где почерпнуть необходимую информацию, и быстро и правильно ею воспользоваться.

Помимо прочего бухгалтеру нужно постоянно следить за экономической ситуацией в стране, а также отслеживать изменения законодательства в сфере налогообложения и бухгалтерского учета, а они происходят практически каждый месяц. Даже если бухгалтер работает в зарубежной компании на территории России, он тоже должен быть хорошо осведомлен в российском законодательстве.

— Достаточно ли –  просто знать законодательство, чтобы применять законы в соответствующих ситуациях? Или бухгалтер столкнется с какими-то трудностями в применении законодательных актов?

— В этом отношении нельзя сказать, что все гладко и просто. Дело в том, что могут возникнуть сложности с трактовкой законов: российское законодательство позволяет по-разному интерпретировать один и тот же факт хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете – и в налоговом. Очень важно понять, как именно для организации выгоднее вести хозяйственную деятельность «на бумаге», то есть оформлять ее в бухгалтерском учете, чтобы минимизировать затраты и в конечном итоге –  налоги. Например, компания всегда пользовалась услугами транспортных компаний, но тут вдруг руководитель принял решение, что в дальнейшем компания будет осуществлять автоперевозки своими силами. На этот случай есть множество способов заключения договора, но только одни – более затратные, другие – менее. Бухгалтер должен действовать в интересах своего предприятия и выбрать оптимальный путь, для чего нужно знать тонкости законодательства.

Так, постоянные и переменные издержки компании могут зависеть от того, какой договор решила заключить компания с поставщиком автотранспортного средства: договор купли-продажи, договор лизинга или договор аренды, в том числе договор аренды транспортного средства с экипажем (с водителем), либо без экипажа (без водителя). 

— С чего вы начинали и что могли бы сказать об особенностях своей работы теперь? Каков круг ваших обязанностей?

— Я работаю в фирме, которая занимается строительством домов для садовых участков, компания на рынке уже около 6 лет. Когда я только сюда пришла, фирма была очень маленькой, нас было всего три бухгалтера. Начала я с должности рядового бухгалтера и занималась первое время платежами, материалами и расчетами с поставщиками и покупателями.

Но компания росла, бухгалтерский штат увеличивался, и со временем я получила должность заместителя главного бухгалтера.            

Теперь у меня довольно широкий спектр должностных обязанностей. Я занимаюсь составлением отчетности, организацией работы по сбору документов для предоставления их в налоговые органы. В моем ведении также расчеты с налоговой инспекцией, с фондом социального страхования, с пенсионным фондом, с банками. Когда это необходимо – а такое бывает, – с кредитными организациями.

Вопросами оптимизации налогов мы занимаемся вместе с главным бухгалтером.   

— И еще вы руководите рядовыми бухгалтерами… В чем состоит эта деятельность?   

— Рядовые бухгалтеры могут подчиняться не только заместителю главного бухгалтера, но и старшему бухгалтеру. Это зависит от того, насколько сложна структура бухгалтерии в целом. На нашем предприятии они в моем подчинении.

У каждого бухгалтера свой участок работы. Они занимаются – каждый в отдельности – расчетом зарплаты, учетом материалов и основных средств, кассой, банком и подотчетными лицами, автотранспортом и основными средствами, расчетом с поставщиками, с подрядчиками (исполнители работ) и покупателями.

Очень важно, чтобы организация всей работы была построена грамотно, с учетом возможности взаимозамещения сотрудниками друг друга.   

Бухгалтерам вменена практика обмена знаниями, а я как заместитель главного бухгалтера должна контролировать этот процесс. Если бухгалтер хорошо освоил тонкости работы на участке кассы, он вполне способен освоить работу на участке заработной платы.  Я даю сотруднику задание, которое связано с работой других участков, и в случае необходимости разъясняю трудные моменты в работе.  

— В любом деле не обходится без курьезов. У вас они тоже случаются?

— Конечно. Вот к примеру. Известно, что любая фирма должна ежемесячно и ежеквартально отчислять платежи в ИФНС (инспекция федеральной налоговой службы). Если налоги не заплатить, инспекция напишет письмо в банк, банк заблокирует счет фирме, и ее деятельность остановится.

Бывает, отправляешь инспекции налоговый платеж, а потом обнаруживается, что наш расчетный счет заблокирован. Звоню в инспекцию выяснить, в чем дело, и там мне отвечают, что наша фирма якобы не перечислила платеж. Еду разбираться: показываю инспектору копию платежных поручений. Инспектор начинает рыться в бумагах, копаться в программах компьютера… В ходе проделываемых им манипуляций выясняется, что был неправильно распределен налог – что-то у них в базе перепуталось. Как только все становится ясно, инспектор извиняется (или не извиняется) за недоразумение и пишет письмо в банк, чтобы там разблокировали счет нашей фирмы.    

Или возникали такие несуразицы: нужно платить налоги, а руководитель заявляет, что фирма срочно должна заплатить деньги поставщику. Здесь я должна не теряться, а следить за тем, чтобы финансы фирмы были правильно распределены, в порядке первостепенной важности...       

— Одна из основных обязанностей бухгалтера – составление отчетности. Какие виды отчетности в вашей организации?  

—  У нас три вида отчетности. Во-первых, бухгалтерская. Во-вторых, налоговая отчетность, которая составляется для ИФНС, ФСС (Фонд социального страхования), ФМС (Фонд медицинского страхования) и ПФР (Пенсионный фонд Российской Федерации). В-третьих, управленческая отчетность, то есть данные, которые предоставляются руководству организации для принятия управленческих решений.   

Бухгалтерская отчетность – стандартизированная форма документа, которая включает в себя бухгалтерский баланс и отчет о прибыли и убытках.  Есть важный момент, о котором знает каждый бухгалтер. Когда составляется баланс, нужно следить за тем, чтобы дебет сходился с кредитом.

Дебет и кредит – это стандартные приемы бухгалтерского учета.  Визуально дебет – левая сторона расчетов бухгалтерского баланса, кредит – правая.                                              

— А может ли бухгалтер, который работал в сфере, к примеру, торговли, перейти работать в другую сферу? Хоть он по характеру и педант, как мы говорили в начале, но вот надоело ему одно и то же…

— Если бухгалтер всегда работал в торговой сфере, он не сможет с легкостью перейти работать, допустим, в сферу инноваций или в сферу производства. В каждой отрасли своя специфика, постичь которую сразу и целиком невозможно – а в работе бухгалтера, как я сказала, очень важно разбираться в специфике соответствующей отрасли.  

Между сферами торговли и производства – целая пропасть. Заметные отличия в работе с бумагами: в сфере торговли будут задействованы одни счета бухгалтерского учета, в сфере производства – другие. Сами формы отчетности тоже различны, строки в них заполняются по-разному. А в производственной сфере, помимо прочего, появляются еще и дополнительные формы отчетности. И вообще при работе в производственной компании для бухгалтера очень важно понимание самого производственного процесса на всех его стадиях – для того чтобы правильно отразить его на счетах налогового и бухгалтерского учетов.

Даже в вузах по отдельным отраслям изучаются бухгалтерские учеты банка, отдельно – торговли, автотранспорта, общественного питания, энергетики, отрасли связи и т.д.

Однако нельзя утверждать абсолютно, что не обходится без исключений. Самое главное для бухгалтера – это понимание основных принципов бухгалтерского учета. И если оно есть, можно освоить любое из направлений – было бы желание и упорство, способности, я бы даже сказала – талант к профессии...

— А что касается образования – какое должен иметь бухгалтер?

— Либо высшее экономическое, либо среднее специальное.

Еще есть множество бухгалтерских курсов. Например, курсы по изучению программы «1С», знание которой в работе крайне необходимо.

На многих крупных предприятиях сегодня возросли требования к профессионализму сотрудников. Поэтому очень часто при приеме на работу требуется квалификационный аттестат профессионального бухгалтера.                  

Я в свое время окончила Сибирский государственный университет телекоммуникаций и связи и имею высшее экономическое образование по специальности «Бухгалтерский учет и аудит». 

— …И хоть усидчив бухгалтер и стрессоустойчив, но и ему нужны способы отвлечься и отдохнуть. Кто-то выберет длительный сон, кто-то спорт – чем восстанавливаете силы вы?  

— Конечно, важны и сон, и спорт, но я бы добавила к ним еще сайт журнала «Главбух». Здесь есть раздел «Обеденный перерыв»: бухгалтеры делятся шутками, каверзными моментами из своей работы, рецептами, анекдотами из рабочей жизни и прочими жизненными коллизиями...

— И есть анекдот к случаю?

— Ох, их столько… Вот один. Но сначала небольшое пояснение: бухгалтер не определяет уровень зарплаты сотрудников, он должен только рассчитать и выдать. Но зачастую сотрудники, не мудрствуя лукаво, высказывают все претензии бухгалтеру. Оно и понятно – он ближе. Вот как это бывает:

«Служащий, только что получивший зарплату, возмущенно восклицает в адрес бухгалтера:

— Вы мне недодали целых 20 долларов!

— Все правильно, зато в прошлый раз мы дали вам на 20 долларов больше. Почему вы тогда молчали?

— Ну, знаете ли! Если вы один раз ошиблись, на это еще можно закрыть глаза… Но два раза подряд – это уж слишком!»

 

Беседовала Юлия Соловьева