Эксоцман
на главную поиск contacts

Профессия – топ-менеджер

Игорь Денисов, генеральный директор ООО «Глобал менеджмент групп»
25.01.2012
На Западе существуют специальные тестовые методики, на раннем этапе взросления выявляющие у молодых людей предпринимательские способности… По мнению исследователей, если к 14 годам у детей не проявлен ряд соответствующих способностей, шансы стать успешным топ-менеджером у них невелики.

— Игорь Владимирович, вы «по всем пунктам» профессиональный топ-менеджер: получили степень МВА, под вашим началом собственная компания, в активе большой опыт руководящей работы и ведения бизнеса. Кто такой – в вашем понимании – топ-менеджер?

— Характеристики этой профессии, как мне кажется, полностью совпадают с характеристиками предпринимателя. Это человек, наделенный способностью общения с людьми различного интеллектуального уровня, обладающий талантом прогнозирования, с ориентацией на приоритеты решаемых задач. Человек с высокими моральными и духовными качествами. Топ-менеджер – это лидер. И он должен понимать: его лидерство строится на том, что за ним – последнее слово, он принимает окончательное решение. Но это не значит, что его решение есть приказ и сам он, как командир полка.               

Сегодня наряду с традиционной системой субординации, принятой на предприятиях, распространена менее популярная «система распределенного лидерства», которая, в отличие от традиционной, не предполагает сдерживания сотрудников авторитетом вышестоящего руководства. Если у человека проявлены яркие качества, их ни в коем случае нельзя нивелировать. Я за партнерство равных – и считаю: человек может взять столько свободы, сколько ему позволяет чувство ответственности.

Руководствуясь опытом, могу утверждать: «система распределенного лидерства» не только устраняет то подавление, которое предполагает любая субординация, но и дает больше возможностей для развития предприятия в целом.

— Можно ли говорить о «разновидностях» менеджеров? Какие встречаются среди них?

— Их очень много: по психотипу, по мировоззрению, по другим человеческим качествам... Я бы отметил несколько: модернизатор, творец, советник, аналитик, «пророк».

— Как вы думаете, любой ли смертный может стать успешным менеджером, если пожелает?

— На Западе существуют специальные тестовые методики, на раннем этапе взросления выявляющие у молодых людей предпринимательские способности. Прежде всего, это яркие лидерские качества, коммуникативный талант, умение сосредоточиться на решении конкретной задачи и довести ее до конца.

Отсутствие страха перед новыми начинаниями, стремление к профессиональному росту и высокий аналитический –  если не сказать провидческий – дар. По мнению исследователей, если к 14 годам у детей не проявлен ряд этих и подобных им соответствующих способностей, то шансы стать успешным топ-менеджером у них невелики.

— Получается, для некоторых людей двери в мир менеджмента закрыты намертво?

— В основе достижения успеха в карьере лежит, прежде всего, стремление к восхождению по ступенькам, титанический труд, саморазвитие, творчество и умение падать и подниматься. Это может далеко не каждый.

Топ-менеджеры уважаемы обществом и теми людьми, кому они служат, это неоспоримый плюс. Но нужно знать: наша профессия имеет один недостаток. Человек в статусе топ-менеджера постоянно находится в состоянии нестабильности, принимая решения в то и дело меняющихся условиях. Это не может не сказываться на здоровье. Стрессы, срывы и высокое нервное напряжение не остаются без последствий как для самого топ-менеджера, так и для его близкого окружения. К этому нужно быть готовым.

— На какие качества при приеме недавнего выпускника в фирму вы будете прежде всего обращать внимание? И с чего посоветуете ему начать работать, будете ли ему помогать?

— Основной критерий оценки претендента на должность – его неравнодушие и «божья искра» в глазах. Трудоустройство для выпускника вуза – в настоящее время вопрос очень сложный. Я всегда предлагаю начать с малых задач, идти от простого к сложному. В период адаптации и вхождения в должность я стараюсь помочь человеку советом и делом.

— Некоторые успешные менеджеры, набравшись опыта преодоления трудностей, нередко начинают собственный бизнес «с нуля». Как это происходит – и что вы можете сказать о вашей компании?

— Многое в этом плане определяется не только собственным наработанным опытом, но и социально-политической обстановкой. Дело в том, что рождение компаний «с нуля» обусловлено состоянием общества и взаимоотношениями бизнеса и государства. Чем эти отношения нестабильнее и напряженнее, тем более высок процент создания компаний «с нуля». Жизненный цикл бизнеса в стране, развивающейся спонтанно (без стратегии развития, без государственного подхода во власти), заставляет бизнесменов сужать горизонт прогнозирования до сроков существования того или иного типа власти.

Наша компания занимается инвестиционным консалтингом в регионах России – привлекает частные и международные инвестиции, а также инвестиции государства под федеральные целевые и региональные программы. Компания молодая, ей всего два года. Клиентов и партнеров мы не ищем – они ищут нас. Мы пользуемся уже сложившимися связями, контактами и социальными сетями.

Появление «Глобал менеджмент групп» обязано федеральной целевой программе развития Северного Кавказа, направленной на формирование современной социальной инфраструктуры и снижение безработицы. Я работал консультантом представительства Кабардино-Балкарии в рамках этой программы. В какой-то момент федеральное правительство обратилось ко мне с просьбой об организации фирмы-консультанта по подготовке и экспертизе различных инвестиционных проектов, чтобы последние в дальнейшем были включены в инвестиционные реестры федеральной целевой программы развития Северного Кавказа.

Работаем мы в рамках стратегии голубого океана (любой новый рынок, ниша, где практически отсутствует конкуренция, алый океан; см.: Ким У. Чан, Моборн Рене «Стратегия голубого океана», пер. с англ. – Ред.). Такие компании не соперничают в праве за первые места на рынке и, соответственно, не участвуют в «ценовых войнах» (постепенное снижение существующего уровня цен с целью вытеснения конкурента).

— Каждый руководитель строит свою бизнес-модель предприятия. Какая, на ваш взгляд, наиболее благоприятно сказывается на успехе фирмы?

— Да, есть некая бизнес-модель, которую я предпочитаю уже на протяжении многих лет: предприятие, где в большей степени преобладают «семейные» взаимоотношения, где уровень доверия между людьми высок настолько, что практически никто никого не контролирует. Ведь все понимают, какие цели и задачи стоят перед компанией – в рамках одного или нескольких проектов. Каждый работает в автономном режиме и отвечает за свой участок работы.

— Есть компании, где сотрудники работают не ради высокой зарплаты, а «за интерес», за любовь к фирме. Это явление частое?

— Да, такие компании есть. Это именно так называемые компании «семейного типа». На них построена экономика Германии – и это основа «экономического чуда» страны.

— Как правильно налаживать отношения с партнерами, мотивировать их на сотрудничество именно с вами (при наличии у них выбора)?

— Выстраивание отношений с партнером начинается с взаимности и уважения, доверия друг другу и полной «прозрачности» ведения бизнеса. Если вы хотите, чтобы партнеры хотели с вами сотрудничать, выступайте с открытой позицией и не берите на себя тех обязательств, каких не в состоянии выполнить.

Мотивация – механизм сложный. Чем выше компетенции менеджера, тем богаче система применяемых им мотивационных приемов. Как индивидуален человек, так индивидуальна и мотивация. Это постоянный процесс экспериментов и эволюции.

Мотивировать партнера – это значит рассказать ему о «правилах игры» в рамках совместного проекта, который не исчерпывается получением заработной платы или разового дохода. Проект должен быть нацелен, прежде всего, на наличие будущей прибыли и тем привлекать партнера.

Есть целый ряд компаний, с которыми мы работаем в рамках партнерских программ. Среди наших партнеров оценщики, аудиторы, бизнес-планировщики, а также консультационные, страховые и строительные компании, банковские структуры и так далее. Например, страховые компании «Росгосстрах», «Ресо-гарантия», консалтинговые компании – «Deloitte & Touche»,  банковские структуры «Внешэкономбанк», «ВТБ».

— Помимо работы с партнерами нужно следить за деятельностью штатных сотрудников и как-то поощрять их за качественно выполненную работу…

— Я полагаю, ничего нового здесь придумать нельзя. Есть функционал, за который отвечает человек, – и система взаимоотношений работодателя и работника. Если говорить о компаниях, работающих на уровне глобального аутсорсинга, как работаем мы, проблем с поощрениями сотрудников в этих случаях нет, так как штат невелик: у нас, к примеру, это 11 человек.

Система поощрения у нас обычная: соцпакеты, система бонусов, ориентированная на конечный результат. Все зависит от того, какие функции выполняет сотрудник, будь то секретарь, юрист или помощник руководителя.

— В любом коллективе рано или поздно возникают конфликты. Каковы способы их разрешения?

— Такой широкий вопрос – к конфликтологам. В последние годы конфликтология сформировалась как отдельная наука. Типовые конфликты в бизнесе носят, прежде всего, личностный характер. Из этого нужно и исходить. В каждом конкретном случае – своя специфика.

—  А о секретах управления вы что-то скажете? Ведь помимо наличия определенных качеств – у руководителя есть и они?

— Секретов много. Могу поделиться некоторыми: научитесь ждать и не делать лишних движений. Делайте то, что умеете делать лучше других. Совершенствуйте самые сильные черты своего характера.

— И, наверное, можно добавить сюда внимание к приоритетам? Для вас как руководителя что является приоритетом в работе? Деньги играют большую роль?

— Я не могу однозначно ответить на этот вопрос.

Деньги, безусловно, очень важны. Ни для кого не секрет, что деньги всегда являлись финансовым инструментом для реализации задуманного. К тому же если ты имеешь амбиции, они не дадут тебе спокойно жить и так или иначе заставят искать новые и более интересные проекты.

— А значимость вашей работы для социума играет для вас какую-то роль?

—На сегодняшний день я не готов обсуждать темы социальной значимости и социальной ответственности бизнеса как такового. Дело в том, что сейчас государство обращено к нему спиной. Можно сказать поэтому – социальная ответственность бизнеса носит односторонний характер.

Только при стечении определенных обстоятельств, какие могут повлечь за собой изменения в государственной структуре, возможно появление модели бизнеса, который будет социально ответственным.
Основной социальный агент России предстает перед нами сегодня в лице государства, и подменять государственные функции своими бизнесу «не к лицу».

— Работа топ-менеджера занимает максимум его времени. Удается ли все успевать? 

— График любого руководителя всегда очень плотный. Нужно справиться с максимальным количеством дел, которые могут принести пользу его предприятию.

Рабочий день я планирую. У меня может быть от четырех до пяти встреч в течение дня, затем я подвожу итоги, занимаюсь аналитической работой над материалами и проектами, какие могут быть взяты на перспективу.

Каждый день – изучение прессы. Это аналитические издания, темы которых затрагивают бизнес, экономику и политику. А также отдельный блок, касающийся еще одного вида деятельности, которой я занимаюсь.

Я преподаю в Высшей школе экономики. Веду мастер-классы в программе «MBA executive». Рассказываю о своем опыте в бизнесе, о тех тенденциях и трендах, которые наметились в отраслях экономики. Как действующий консультант делюсь теми деловыми ситуациями, в каких нахожусь сам. На семинарах со слушателями у нас одновременно диалог и экономическое шоу. Получаем обоюдное удовольствие.

— В свое время вы тоже проходили обучение по программе МВА. Насколько она помогла вам, какую роль сыграла в карьере?

— В двух словах сказать затруднительно. Я окончил несколько учебных заведений, имею три образования: техническое, политологическое и экономическое по специальности «Финансы и кредит».

В 2002 году я проходил классическую МВА – она была одной из первых в Высшей школе экономики, открыта в 2001 году. За два с половиной года занятий я практически систематизировал все те знания и навыки, какие у меня уже были.

— Какова вообще роль образования в работе топ-менеджера? Нужно ли в принципе бизнес-образование состоявшемуся топ-менеджеру, когда дела его компании и так идут «в гору»?

— Для повышения уровня компетентности необходимы все виды образования: и академическое, и прикладное, и самообразование. Нужно обновлять свои знания каждые 3-5 лет. 

Бизнес-образование для состоявшегося топ-менеджера – это как декантер для дорогого и выдержанного вина. Улучшает вкус и облагораживает букет. Это возможность систематизировать накопленные знания и жизненный опыт. Изменить точку отсчета в поставленных перед собой целях и задачах.

Беседовала Юлия Соловьева