Эксоцман
на главную поиск contacts

Как привлечь школьников к олимпиадам по экономике?

Алла Фридман, доцент кафедры микроэкономического анализа НИУ ВШЭ
2.02.2012
Олимпиадное задание лишено смысла, если школьник готов к его решению, – оно должно быть сюрпризом.

Пособие «Всероссийские олимпиады» состоит из двух разделов. В первом представлены задания XIV Всероссийской олимпиады школьников по экономике (2008/09 уч. года), подготовленные старшим преподавателем кафедры экономической теории Д.В. Акимовым.

Второй раздел, включающий задания XV Все­российской олимпиады школьников по экономике (2009/10 уч. года), мы готовили совместно с профессором НИУ ВШЭ В.П. Бусыгиным.

Книжка содержит решения, ответы и критерии оценивания заданий.

Идея такого пособия принадлежит Наталье Юрьевне Савельевой – ученому секретарю НИУ ВШЭ, которая уже много лет отвечает за организацию и проведение заключительного этапа Всероссийской олимпиады по экономике.

Мы не ставили перед собой задачи научить, как выиграть олимпиаду, да и научить этому не представляется возможным. Олимпиады устраиваются не для проверки знаний, они – своего рода вызов творческому потенциалу ученика, а потому олимпиадное задание должно быть сюрпризом.

Цель, которую мы преследовали при подготовке олимпиадных заданий, а потом и пособия, – привлечь к участию в олимпиадах как можно больше школьников, в том числе тех, кто экономику в школе не изучал.

Чем мы руководствовались при разработке заданий? Экономика не является обязательным предметом в школе, поэтому в формулировках мы старались обойтись без экономических терминов. Если это было нельзя, мы объясняли концепции в тексте задания, но в целом опирались на базовые экономические понятия. Допустим, как работает банк и что такое процентная ставка, знают многие из Интернета и новостей.

Предварительно мы прочитали множество школьных учебников по экономике, и у нас возникло ощущение, что подавляющее большинство их –  продукт «прошлой эпохи». За последнее время экономика изменилась коренным образом, но в учебниках это совершенно не отражено. Задачи об оптимальном распределении земли между сельскохозяйственными культурами не только не отражают достаточно хорошо то, чем занимается современная экономика, но и едва ли мотивируют школьников к ее изучению.

Данная проблема обсуждалась в кругу экспертов, давно участвующих в олимпиадном движении. Идея изменения вектора олимпиадных заданий, причем изменения достаточно радикального по сравнению со сложившейся практикой, принадлежит ректору НИУ ВШЭ Ярославу Ивановичу Кузьминову. По сути, наша работа явилась ответом на социальный запрос. Надеемся, нам удалось в какой-то мере реализовать поставленные задачи, сделав первый в этом направлении шаг. Но об этом, конечно, судить нашим читателям…  

Мы хотели не только осовременить задания, но и познакомить ребят с более широким кругом проблем. Однако перед нами встало еще одно серьезное ограничение: для решения многих экономических задач требуется математический инструментарий, который школьники начинают осваивать лишь в выпускном классе. Было решено по возможности упростить техническую сторону заданий таким образом, чтобы многие из них были доступны даже девятиклассникам. При этом школьники смогут убедиться: знания по математике имеют довольно широкую сферу применения и за рамками естественных наук.

Примечательно, что редакторы издательства «Просвещение», ознакомившись с пособием, довольно эмоционально на него отреагировали. С их точки зрения, многие задачи были асоциальными: в одной, к примеру, чиновник берет взятку, в другой – производственная компания загрязняет воду... Скорее всего, дело в том, что редакторы привыкли к обычным учебным заданиям, не несущим социальной «нагрузки». Мы же хотели, чтобы задания, с одной стороны, отражали реальные социальные и политические проблемы, с другой – стали поводом задуматься над способами их преодоления. Так, в задаче, где чиновник берет взятки, рассматривается механизм, при котором взяточничество становится невыгодным. В ситуации с загрязнением окружающей среды, решая задачу, школьник приходит к выводу, что закрытие  производства не всегда является наилучшим для общества решением. Более того, последующий анализ показывает: достичь желаемого результата можно не только директивным методом, но и путем создания соответствующих стимулов.

Сборник позволяет иначе взглянуть на спектр заданий по экономике и будет полезен не только школьникам, но и учителям и студентам-экономистам.

 

Д.В. Акимов, В.П. Бусыгин, А.А. Фридман. Экономика. Всероссийские олимпиады. Выпуск 1. М.: Просвещение, 2012