Эксоцман
на главную поиск contacts

Профессия — муниципальный служащий

Николай Любутов, руководитель внутригородского муниципального образования «Левобережное» в городе Москве, председатель муниципального собрания
8.02.2012
...муниципальные органы власти выполняют очень важную миссию. Именно органы местного самоуправления и районные управы — это та часть «власти», с которой человек сталкивается постоянно.

— Николай Андреевич, в Москве представлены различные органы городской власти: префектуры, управы, муниципалитеты. Где работают муниципальные служащие и какими вопросами занимаются?

— В Москве создана специфическая система государственной и муниципальной власти. Есть органы государственной власти. Это правительство Москвы, 10 префектур административных округов, а внутри округов — районные управы. Параллельно с управами в каждом районе сформированы органы местного самоуправления — муниципальные собрания и муниципалитеты. Муниципальное собрание – это представительный орган власти, который избирается населением на выборах, а муниципалитет является исполнительно-распорядительным органом, который претворяет в жизнь решения муниципального собрания. Депутаты муниципального собрания работают на добровольных началах: зарплату получает только председатель собрания, хотя не во всех случаях. Работа муниципальных служащих напоминает работу госслужащих – тех, кого мы привыкли называть чиновниками.

Полномочия органов местного самоуправления в Москве сегодня достаточно ограничены. Это организация досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в районе, вопросы опеки и попечительства, функционирование комиссии по делам несовершеннолетних. Иными словами, наша работа включает в себя защиту прав несовершеннолетних, инвалидов, работу с трудными подростками, наблюдение за неблагополучными семьями, решение вопросов усыновления, патронажа, организацию спортивных секций, спортивных праздников, других массовых мероприятий на территории районов Москвы и т.д.
Сходная с московской система государственной и муниципальной власти и в другом городе федерального значения — Санкт-Петербурге. В других российских городах у муниципальных органов полномочий гораздо больше.

— Создается впечатление, что московские муниципальные служащие занимаются маловажными вопросами – а значит мало кому из молодых людей захочется пополнить их ряды...

— Это далеко не так – вопросы, какими мы занимаемся, важны, и наша работа не проходит не замеченной для людей, живущих в данном районе. Кроме того, что уже перечислено, мы участвуем в решении таких важных для города вопросов, как принятие Генерального плана развития Москвы, согласование вопросов строительства, благоустройства на территории районов, размещение объектов мелкорозничной торговли и прочее. На деле муниципалитеты выполняют очень важную миссию. Именно органы местного самоуправления и районные управы — это та часть «власти», с которой человек сталкивается постоянно. От нашего мнения часто зависит судьба района, где мы работаем. Так, два года назад обсуждался проект нового Генплана Москвы. Муниципалитеты, в частности наш, приняли активное участие в обсуждении. Генплан города определяет, где в районе останется парк, а где появится торговый центр, получит ли новостройка еще один детский сад, или детей новоселов распределят по уже имеющимся. Нам удалось добиться отмены целого ряда решений, противоречивших интересам жителей, и, наоборот, добиться принятия важных для района решений.

В частности, недалеко от станции метро «Речной вокзал» намечалось строительство торгового центра. С учетом транспортно-пересадочного узда его наличие привело бы к усилению пробок, и без того серьезно затрудняющих движение. Нам удалось заблокировать решение о строительстве торгового центра. Мы также добились, чтобы московские власти отказались от идеи расформировать Северный речной порт и построить на его месте элитный жилой комплекс.

Нашему муниципалитету удалось добиться и изменения некоторых решений по размещению социальных учреждений в районе. Теперь у нас появится новая детская музыкальная школа. Так что работа муниципальных служащих имеет непосредственное отношение к тому, как живут люди. И ее результаты можно видеть сразу же: спортивные площадки, катки, лыжные трассы в любом районе — это работа местного муниципалитета.

— Кстати, каким образом муниципальные служащие решают вопросы спортивного досуга районных жителей?

— Мы устраиваем соревнования, открываем спортклубы. Здесь есть два варианта. Первый — организация спортивного мероприятия или клуба силами муниципалитета. Наши сотрудники составляют план и программу мероприятия, закупают призы, если речь идет о соревнованиях, распространяют информацию о мероприятии, приглашают для участия в нем жителей.

Второй вариант — когда мы приглашаем специализированную организацию. В этом случае, если сумма, которую мы платим организации за ее услуги, менее 100 тысяч рублей, муниципалитет просто выбирает организацию и подписывает с ней договор. Если сумма больше 100 тысяч, то, по действующему закону о госзакупках, проводятся конкурсные процедуры и договор заключается с победителем. Второй случай имеет место несколько реже, так как муниципальные бюджеты невелики. Но бывает и то, и другое. Так, в этом году мы сами проложили в районе две лыжные трассы, залили три бесплатных катка, а также пригласили две коммерческие организации для строительства на зимний период двух платных катков в парковых зонах. Как видите, у людей есть выбор: посетить бесплатный каток – или платный.

Для того чтобы участвовать в организации спортивных соревнований, муниципальному служащему нужно интересоваться спортом и «понимать» в нем. Очень хорошо, когда среди жителей района есть люди, имеющие отношение к спорту и готовые помогать с организацией спортивно-досуговой работы. У нас в районе есть довольно известный в Москве спортклуб «Вымпел», созданный известным тренером по фигурному катанию Оскаром Макаровым (он тренировал в том числе олимпийскую чемпионку Марию Бутырскую и многих других прославленных фигуристов). В клубе есть секции фигурного катания, хоккея, клуб исторического фехтования, шахматный кружок, секция тхэквондо – и многие другие, спортивные и развлекательные. «Вымпел» – важный элемент жизни в нашем районе. Пенсионеры ходят туда играть в шахматы, мы организуем для них соревнования, дети занимаются в секциях, большинство которых бесплатные.

— Что бы вы назвали самой сложной частью работы муниципального служащего?

— Психологически очень сложно работать с несовершеннолетними, с трудными семьями. Защита прав детей — одна из наших основных задач. Мы ведем работу с усыновленными детьми, с неблагополучными семьями. Муниципалитет может инициировать процесс ограничения родителей в правах или лишения их родительских прав. У нас пять сотрудников занимаются всей этой работой. Не каждый может с ней справиться. Работа с несовершеннолетними требует досконального знания семейного законодательства. Это очень редкий навык, который приходит в основном с опытом, так как даже в юридических вузах внимания этому вопросу уделяют неоправданно мало. Кстати, бывшие муниципальные служащие, поработавшие «по семейным делам», становятся потом очень высокооплачиваемыми семейными юристами, поскольку мало где еще можно получить такой обширный и разнообразный подобный опыт работы.

Защита прав несовершеннолетних предполагает и работу с международными организациями. Наш муниципалитет совместно с департаментом семейной и молодежной политики города Москвы в прошлом году внедрил немецкий проект по работе с агрессивными подростками и молодежью по методике «TESYA» (аббревиатура Training Empowerment Support for Youth and Adults). Данная методика позволяет пресечь агрессивные проявления у подростков и молодых людей (предполагаемый возрастной диапазон – с 11 лет до 21 года). Проект был разработан берлинским Институтом профилактики гендерного насилия при поддержке Европейской комиссии, а в Москве мы реализовывали его при поддержке московского правительства, и сейчас эта методика успешно реализуется во многих учреждениях Москвы.

— Допустим, человек решил посвятить себя муниципальной службе. С чего начнется его карьера?

— Есть два пути. Первый — путь муниципального служащего. В муниципалитетах есть должности, которые не требуют опыта работы и даже высшего образования. Можно, учась на последнем курсе вуза, прийти в муниципалитет на должность младшего специалиста, а потом, когда появятся диплом и опыт работы, претендовать на должность главного или ведущего специалиста. Человек с высшим образованием и опытом работы на государственной или муниципальной службе свыше трех лет (в разных муниципалитетах требования несколько различаются) может претендовать на должность руководителя муниципалитета, которую занимают на конкурсной основе. По итогам конкурса — как на госслужбе – отбирается кандидат, наилучшим образом соответствующий требованиям конкретного муниципалитета.

Второй путь — карьера депутата муниципального собрания. Здесь достаточно быть известным человеком у себя в районе. На мой взгляд, депутат муниципального собрания — идеальное начало карьеры политика или любого специалиста, работающего с людьми. Депутаты ходят по району, выясняют проблемы его жителей. Они умеют разговаривать с людьми, знают, чего люди хотят. Преимуществом данного пути является то, что работа эта общественная (неоплачиваемая) и заниматься ею можно параллельно с основной работой.

— Какие ошибки молодые муниципальные служащие совершают в процессе своей карьеры? Чего здесь делать нельзя ни в коем случае?

— Мне бы хотелось предостеречь начинающих коллег от двух распространенных предубеждений. Первое — это представление о том, что муниципальный служащий может заработать коррупционным путем. Это убеждение довольно большого числа молодых государственных и муниципальных служащих, которое не приводит ни к чему хорошему. К счастью, муниципальная служба предполагает существенно меньше искушений, чем работа в органах государственной власти. Но в Москве были случаи, когда глав муниципалитетов судили за коррупцию, а также увольняли рядовых сотрудников за различные коррупционные преступления.

На муниципальной службе действительно можно «заработать» в переносном смысле слова – связи, репутацию, знания, которые практически невозможно получить нигде еще. Сотрудники муниципалитетов становятся хорошими специалистами в области госзакупок, семейного права, жилищного права. У них появляются знакомства в органах власти. Но все это возможно использовать, только имея хорошую репутацию.

Второе распространенное предубеждение заключается в том, что в муниципалитетах (как и на госслужбе) люди могут «расслабиться». В коммерческих структурах якобы работают, а здесь можно ничего не делать. Это не так. Чтобы добиться успеха на муниципальной службе, придется много и упорно трудиться. Я сам пришел работать органы власти из частного сектора. До избрания на свою должность я работал в крупных компаниях, в частности в одной из ведущих международных юридических фирм, в аудиторской компании, в инвестиционной компании. Поэтому со знанием дела могу сказать: я уверен, что вне зависимости от пути, какой вы выберете, вы добьетесь успеха, если любите свою работу.

 

Беседовала Екатерина Рылько