Эксоцман
на главную поиск contacts

Образование в многонациональном обществе

Александр Джуринский, заведующий кафедрой Московского педагогического государственного университета, член-корреспондент Российской академии образования
15.02.2012
Прошлое воспитания и обучения неминуемо отзывается в настоящем и позволяет лучше понять происходящее в сегодняшней школе и педагогике, а значит – во всем обществе, определяя в том числе отношение людей ко многим вопросам экономики и политики.

— Александр Наумович, на семинаре Института развития образования НИУ ВШЭ вы недавно выступили с докладом «Теоретический и политический контекст образования в многонациональном социуме (сравнительная характеристика)». Где вы набирали материал, давно ли занимаетесь этой темой?

— Я давно работаю в русле этой тематики. Преподавал в университетах за рубежом, где в сфере моих научных интересов так или иначе оказывалась история образования в многокультурном обществе. Работал в Казахском государственном педагогическом институте, Университете Декарта (Париж), Университете Цукуба (Япония). Полученные наблюдения и исследования отражены в материалах нескольких (если быть точным – 20 персональных и около 20 в соавторстве) книг по проблематике педагогики. Последние по времени выхода –  «История педагогики и образования», «Развитие образования в современном мире», «Педагогика в многонациональном мире», «Педагогика России: история и современность».

— О каких проблемах вы пишете?

— Если говорить о последних четырех книгах, их содержание сгруппировано по трем блокам: системы образования, теории и практики обучения, теории и практики воспитания. При этом педагогика и образование рассматриваются в сопоставительном плане. Особое внимание уделяется диверсификации образования; развитию самостоятельности, творчества учащихся; инновациям; реформам систем и организации обучения и воспитания; внедрению новых технических средств.

Особенно важно было рассмотреть эти вопросы в философском и культурологическом аспектах: это генезис, принципы, цели образования, его содержание, а также перспективы различных образовательных идей и концепций – в свете стратегии межнационального диалога.

— Касаетесь ли вы при этом истории образования в России?

— Разумеется. Ведь русская цивилизация внесла особый вклад в прогресс воспитания и обучения. Упомяну в связи с этим еще одну свою книгу – «Педагогика России: история и современность». Здесь и исторический опыт Киевской Руси, Московии, Российской империи, и история педагогики и образования в России, какими они проявили себя на протяжении ХХ – в начале ХХI веков.

— На какую читательскую аудиторию вы ориентируетесь?

— На тех, кто связан со сферой образования: научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов. В частности, названные книги могут быть дополнением к студенческим курсам «Социология образования», «Социальная психология», «Педагогика».

— Почему, на ваш взгляд, знание вопросов истории образования  важно при изучении социологии?

— Прошлое воспитания и обучения неминуемо отзывается в настоящем и позволяет лучше понять происходящее в сегодняшней школе и педагогике, а значит – во всем обществе, определяя в том числе отношение людей ко многим вопросам экономики и политики.
Кроме того осведомленность в области истории образования позволит читателям сформировать у себя пространственно-временное педагогическое мышление, настроенное на сопоставление и объективность – плюс творческое отношение к историческому опыту, даст возможность использовать эти знания и подходы на практике.

Беседовала Алина Иванова

 

Джуринский А.Н. История педагогики и образования. 2-е издание. М.: Юрайт, 2011
Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. – 2-е издание. М.: Владос, 2004
Джуринский А.Н.Педагогика в многонациональном мире. М.: Владос, 2010
Джуринский А.Н. Педагогика России: история и современность. М.: Канон+, 2011