"Третий Рим" или "Третий Киев"? (Московское царство XVI в. в восприятии современников)
Опубликовано на портале: 20-02-2012
Общественные науки и современность.
2012.
№ 1.
С. 69-87.
В статье рассматривается концепция "Москва – Третий Рим" в ее историческом и историографическом аспектах, обосновывается представление о маргинальности этой мифологемы в Московском царстве XVI в. Доказано, что памятниках того времени проводится идея наследования Москвы не Риму, а Киеву. Известность концепции "Москва – Третий Рим" связана с историографией XIX–XX вв., на которую значительное влияние оказали геополитические факторы той эпохи, связанные с имперской политикой. Мифологема "Москва – Третий Киев" сыграла значимую роль в политической практике русских государей XVI в. и более позднего времени, которые стремились не к созданию наднациональной православной "империи", а к гораздо более прагматичной цели – к возвращению "отчин" своих предков, княживших в Киеве в домонгольское время.

Текст статьи
[151 КБ]
[151 КБ]

сохранить
[151 КБ]
[151 КБ]
Ключевые слова
древнерусская литература имперское сознание историография монархия монархия в России Московское царство российская монархия
См. также:
Общественные науки и современность.
2011.
№ 4.
С. 96-106.
[Статья]
Общественные науки и современность.
2008.
№ 6.
С. 27-38.
[Статья]
Социологические исследования.
1998.
№ 5.
С. 14-23.
[Статья]
Общественные науки и современность.
2008.
№ 5.
С. 68-79.
[Статья]
Социологические исследования.
2000.
№ 1.
С. 107-116.
[Статья]
Диалог со временем.
2011.
№ 34.
С. 378-387.
[Статья]
Экономические науки.
2011.
№ 7.
С. 12-16.
[Статья]