Эксоцман
на главную поиск contacts

Попечительский совет: кто виноват и что делать?

Опубликовано на портале: 29-02-2012
Директор школы. 2010.  № 5 (148). С. 21-24. 
Какие проблемы призван решить попечительский совет в школе? И какие вопросы он действительно решает? И в чем суть сегодня государственно-общественного управления школой?Перед грозой птицы не поют, смолкают кузнечики, даже ветер словно повисает на кустах. Ждешь с замиранием сердца: развиднеется или ливанет? В социальной атмосфере затяжное ненастье. Поизвелись трибуны, примолкли обычные говоруны. Не знаю, виноваты в этом местные циклоны и антициклоны или дело в глобальном изменении социального климата. Только теперь мало кого волнуют вопросы справедливости, порядочности и прочих моральных тонкостей. Нет, значит, так тому и быть. Всему виной всепланетные выбросы негативных эмоций и общее загрязнение информационно-интеллектуальной среды.Трудно было бы ожидать на этом фоне проявления заметного общественного интереса к воспитанию подрастающего поколения и нуждам школы. Именно поэтому пробуксовывает приоритет нацпроекта «Образование», связанный с государственно-общественным управлением. На бумаге все благополучно. На деле нет. Во всех отчетах в школах числятся попечительские советы или их аналоги. И это действительно так. Я знаю, как они возникали. Поступило руководящее указание о необходимости всем образовательным учреждениям срочно поменять уставы. Сделать это можно было только в соответствии с предложенным образцом, в котором и прописывалось обязательное наличие советов. Беда в другом. Прав и обязанностей у советов, опять-таки в соответствии с образцом, практически нет никаких. Совет не имеет отношения к назначениям и увольнениям. Директор нанимается районной администрацией, ей же и увольняется, причем при необходимости мгновенно, без объяснения причин. С сотрудниками разбирается сам директор, но он уже повязан узами КЗОТа и, например, уволить плохого учителя практически не в состоянии. Совет не волен распоряжаться учебным планом и расписанием. Нет, конечно, может, но в рамках типового и с учетом требований СанПиНа, а степени свободы в них фактически отсутствуют. Но главное, совет не волен изменить финансирование школы, потому что оно теперь определяется нормативом. Он не выполняется, но совет тут уже ни при чем. Члены совета могут, конечно, внести личные средства на те или иные нужды школы, но это можно было бы сделать и без совета. С советом даже хуже, так как средства сразу «обобществляются», превращаясь в бюджетные, попадают в казначейство, и использовать их быстро и с толком становится совершенно невозможно.
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
С.А. Белякова
Университетское управление. 2008.  № 6. С. 12-31. 
[Статья]
С.В. Власова
Общественные науки и современность. 1999.  № 2. С. 190-192. 
[Статья]
Татьяна Васильевна Фролова
Директор школы. 2002.  № 6. С. 42-47. 
[Статья]
Валерий Николаевич Кирой, Анатолий Иванович Нарежный
Университетское управление. 2006.  № 5(45). С. 61-65. 
[Статья]