Эксоцман
на главную поиск contacts

Изменения социальной структуры российского общества и ее политические последствия: попытка прогноза

английская версия

Опубликовано на портале: 01-03-2012
Мир России. 2012.  Т. 21. № 1. С. 123-139. 
Тематические разделы:
В настоящее время в российском обществе происходят глубокие мировоззренческие и структурные изменения, которые к концу текущего десятилетия радикально изменят его облик. Экономический рост создает предпосылки для быстрого роста численности урбанизированного среднего класса, который демонстрирует существенные отличия в плане экономического поведения, образа жизни, ценностей и политических предпочтений. Этот процесс будет ускоряться не только вследствие социальной мобильности молодого населения, но и глубокими изменениями в демографической структуре общества под влиянием двух поколений бэби-бумеров. Первые, родившиеся в послевоенный период, в массовом порядке будут выходить на пенсию. Вторые – это дети послевоенных бэби-бумеров, которые родились незадолго до начала или во время перестройки. Они стали самой многочисленной возрастной группой из ныне живущих поколений россиян и останутся таковыми на протяжении всей своей активной жизни (как минимум до 2050 г.). В результате преимущественно однополярное общество 90-х и нулевых годов преобразуется в биполярное с противоположными ценностями: традиционно-социальными у первых бэби-бумеров и модернизационными – у вторых. Результатом станет глубокая политическая трансформация российского общества: из однополярной и централизованной она превратится в биполярную и конкурентную, поскольку только такая структура сможет обеспечить и создание общественного консенсуса на основе политический диалога между противоположными по своим ценностям крупными сегментами электората.
BiBTeX
RIS
Ключевые слова

См. также:
Елена Михайловна Авраамова
Общественные науки и современность. 2017.  № 3. С. 42–54. 
[Статья]
Елена Михайловна Авраамова
Общественные науки и современность. 2018.  № 2. С. 22–33. 
[Статья]
Войцех Заборовский
Социология: теория, методы, маркетинг. 2005.  No. 1. P. 8-35. 
[Статья]
В.А. Лепехин
Общественные науки и современность. 1999.  № 2. С. 188-189. 
[Статья]
Владимир Степанович Голубев
Общественные науки и современность. 1999.  № 2. С. 186-187. 
[Статья]
Леонид Григорьевич Ионин
Социологические исследования. 1996.  № 2. С. 3-12. 
[Статья]