Эксоцман
на главную поиск contacts

Профессия – менеджер в образовании

Михаил Случ, директор московской школы № 1060, победитель конкурса «Учитель года России» 2010 года
13.03.2012
Раньше хорошим директором школы считался человек, имеющий связи, который мог что-то «выбить», «достать», получить дополнительные ставки, добиться внеочередного ремонта, а нынче эта схема не работает. В условиях нормативно-подушевого финансирования, когда деньги следуют за учениками, хорошим директором оказывается тот, кто умеет привлечь детей в свою школу и грамотно распорядиться имеющимися у него ресурсами.

— Михаил Ильич, в одном из интервью вы сказали, что учитель – это массовая профессия. А можно ли профессию менеджера в образовании тоже отнести к массовым, которой может овладеть если не каждый, то многие? Что должен знать и уметь директор школы?

— Учителя – очень многочисленная профессиональная группа. Поэтому когда заходит речь о реформах образования, надо понимать, что приходится перестраивать работу более 1 миллиона человек, и это чревато большими проблемами. Директоров школ на порядок меньше, но до гордого звания «менеджер в образовании» большинству из них пока еще очень далеко – особенно в плане самостоятельности.

Современный директор школы должен иметь серьезную юридическую подготовку, в том числе в вопросах взаимодействия с родителями; он должен досконально знать Трудовой кодекс, поскольку под его началом работает коллектив учителей и непедагогический персонал. Он должен понимать принципы взаимодействия школы как юридического лица с другими юридическими лицами.

Другой аспект деятельности директора – экономический: в образовании сегодня применяются механизмы нормативно-подушевого финансирования, новые системы оплаты труда, рассчитанные на то – что совсем непросто, – чтобы связать качество работы учителя с его зарплатой.

Раньше хорошим директором школы считался человек, имеющий связи, который мог что-то «выбить», «достать», получить дополнительные ставки, добиться внеочередного ремонта, а нынче эта схема не работает. Когда деньги следуют за учениками, хорошим директором оказывается тот, кто умеет привлечь детей в свою школу и грамотно распорядиться имеющимися у него ресурсами. То есть он должен хорошо считать, понимать, как устроена экономика образования, как выстраивается образовательный маркетинг.

И, конечно, директор отвечает за организацию обучения и воспитания. Все-таки именно учебный процесс является главным «производственным» процессом в школе, и директор, каким бы замечательным менеджером он ни был, должен разбираться в педагогике, чувствовать, как работает учитель, ощущать, выражаясь языком моей первой профессии (я окончил Московский институт стали и сплавов по специальности «прикладная математика»), «сопротивление материала».

— Иными словами, директор школы должен быть разносторонне образованным человеком. Большинство директоров приходят на эту должность, пройдя путь студента педвуза, учителя и завуча. Какая дополнительная подготовка им нужна?

— Педагогический опыт и педагогическое образование есть у большинства моих коллег, а вот экономического и юридического образования, знаний по вопросам образовательной политики недостает. Не всегда хватает представлений о современных тенденциях в образовании, о том, что происходит в нашей стремительно меняющейся отрасти.

Сегодня многие вузы, причем не обязательно педагогические (например, Высшая школа экономики), предлагают очень серьезные программы по образовательному менеджменту, которые включают в себя все эти вопросы. Поэтому очень важно, чтобы в начале своей работы или по прошествии достаточно короткого периода «вхождения» в новую должность директор получил второе высшее или магистерское образование по менеджменту. Можно назвать это директорской интернатурой. Сам я с 2003 по 2005 годы учился в магистратуре Московской высшей школы социальных и экономических наук, и это очень помогло мне в дальнейшей деятельности.

— Если бы у вас появилась возможность составлять программы обучения для директоров школ, какие бы курсы вы в них включили?

— Я бы уделил первостепенное внимание вопросам конфликтологии: школьная жизнь гладкой не бывает, приходится все время решать какие-то проблемные ситуации с участием родителей, учеников и педагогов.

Очень важно, чтобы обучение было практикоориентированным, чтобы оно не сводилось к чтению теоретических, но, увы, малоэффективных лекций.

Гораздо более полезны посещения стажировочных площадок, организационно-деятельностные игры, практические проекты. То есть важно, чтобы образование было максимально приближено к опыту самого директора, чтобы по возможности часть занятий проходила в его школе, чтобы материалом для обсуждения и анализа становились не надуманные, а реальные проблемы.

Еще очень важно, чтобы директора познакомились с интересным инновационным опытом своих российских и зарубежных коллег – два дня такого знакомства порой полезнее целого года теоретических занятий.

— В работе директора возникает много вопросов, связанных с различными нововведениями, но каждый раз отвлекаться на курсы повышения квалификации времени нет. Какова роль самообразования в жизни руководителя школы?

— Естественно, каждый возникающий вопрос не решается обучением на очередных курсах. Огромную роль играет взаимодействие с коллегами, взаимное консультирование.

Приведу пример. Многие московские школы вступили в 2011 году в пилотный проект по развитию общего образования и  переходу на новые механизмы финансирования. Этот проект потребовал массового повышения квалификации тысяч управленцев, работников школ, членов управляющих советов. И дело не в том, что с такой работой не может справиться ни одна система повышения квалификации. Важно, что кроме курсов возникли еженедельные семинары, на которых директора (знакомые друг с другом, доверяющие друг другу и готовые ставить и обсуждать трудные вопросы открыто) раз за разом прорабатывали сложные моменты этого проекта.

И все же самообразование директора особенно важно. Если он хочет уйти от традиционной патерналистской модели взаимодействия с органами управления образованием, если он стремится к самостоятельному выстраиванию образовательной линии в школе, ему придется брать на себя ответственность. А это возможно только в том случае, если он начинает точно понимать законодательные нормы, если не довольствуется уровнем «так сказали», «где-то прочел», «все так делают».

— Какими личными качествами, данными от природы или же приобретенными в процессе работы, должен обладать директор школы?

— Специфика школы состоит прежде всего в командной, коллективной деятельности, поскольку успех всех начинаний зависит от слаженной работы целого коллектива. Поэтому директору школы необходимо уметь работать в команде. Это качество не дается от природы, оно формируется в процессе деятельности.

Должен сказать, что приоритет командного взаимодействия – при всей кажущейся очевидности – не так уж естественен для классического учителя. Обычно педагог куда больше внимания уделяет собственному профессиональному мастерству, собственной методической оснащенности. Он считает, что если он хорошо работает, то решены все проблемы, и неважно, что результат может быть далеким от идеального.

Еще одно, на мой взгляд, крайне важное качество – обязательность: точность при выполнении договоренностей, обещаний, заявлений, наконец самая обычная пунктуальность. Мне кажется, «общегуманитарный» характер педагогической деятельности нуждается в такого рода дополнении, скорее свойственном для бизнес-сообщества.

Неотъемлемая часть директорской деятельности также  – стратегическое мышление, умение планировать на несколько лет вперед.

— Может ли руководитель обладать мягким характером?

— Доброта и мягкость – ни в коем случае не порок. Но важно иметь в виду, что директору ежедневно приходится брать на себя ответственность, принимать малоприятные решения (например, об увольнении сотрудников), «разрулировать» конфликты с родителями и учениками. Поэтому быть хорошим для всех и со всеми дружить не получится. В этом смысле те люди, у которых на первом месте приятельские отношения со всем миром, испытают разочарования и трудности, как только станут директорами.

— Что вызывает у вас наибольшие трудности в работе: необходимость находить общий язык с преимущественно женским коллективом; освоение новых экономических механизмов; взаимодействие с родителями или с вышестоящим начальством?

— Главная сложность состоит в том, что директору приходится решать самые разные проблемы, которые зачастую возникают неожиданно. У директора нет четко очерченного круга обязанностей, поскольку все время возникают новые. Это вполне закономерно, если учесть, что директор школы работает с людьми и для людей.

- Сейчас модно иметь большой штат заместителей, помогающих директору решать различные вопросы. А как у вас?

- Это было модным раньше, но в связи с переходом на новую систему оплаты труда эта мода прошла – раздувать штаты стало невыгодно. У меня только два зама: один отвечает за учебно-воспитательную работу, другой – за все остальные виды деятельности.

Естественно, у нас есть отдел кадров и своя бухгалтерия. При этом  я считаю, что школа не должна включать в себя абсолютно все структуры и отделы. Иногда можно воспользоваться какими-то услугами на основе аутсорсинга: например, нанимать клининговую компанию для уборки помещений, а не держать в штате собственных уборщиц. Тут нужно посчитать, что выгоднее.

То же самое можно сказать про обслуживание компьютерной техники, привлечение специалистов по юридическим и экономическим вопросам и так далее.

— Директоров школ назначают органы управления образованием, а ректоров вузов выбирает ученый совет из числа утвержденных министерством кандидатур. Еще Анатолий Пинский, основавший вашу школу и руководивший ею в 1992-2005 годах, предлагал, чтобы директора выбирал управляющий совет. Усложнило бы или облегчило жизнь директора такое нововведение?

— В 1990-е годы руководителей школ выбирал коллектив. Тогда было немало случаев, когда директор доводил школу до развала, и никто не мог его уволить. Сегодня назначение на должность директора закреплено законом, и это, по-моему, правильно. В то же время я не считаю этот вопрос принципиальным. На мой взгляд, гораздо важнее решить проблему школьной автономии, поскольку свобода директора в отсутствии самостоятельности образовательного учреждения ничего не значит.

Сегодня, как и вчера, школы подвергаются многочисленным внеплановым проверкам, и этот мелочный контроль не прибавляет уверенности и стабильности. Другое ограничение носит экономический характер и связано с расходованием внебюджетных средств. Я еще помню времена, когда школа имела счет в банке, и внебюджетными деньгами директор распоряжался свободно. Сейчас эти средства находятся на лицевых счетах в казначействе, и распорядиться ими на порядок  сложнее.

— Директору, наверное, нужно приложить немало усилий, чтобы в школу поступали внебюджетные средства.

— Должен заметить, что сегодня они играют все меньшую роль в жизни школы, поскольку существенно увеличилось бюджетное финансирование. Выделяются деньги на оборудование, ремонт, на оснащение компьютерной техникой. Тем важнее расширять пространство экономической самостоятельности, чтобы повышать эффективность именно бюджетных расходов. Пилотный проект по развитию образования, начатый в Москве, – первый важный шаг на этом пути. Вопросы, которые раньше казались важнейшими (как бы сделать так, чтобы не исчезла ставка логопеда или гардеробщика), теперь потеряли всякую ценность: сколько и за что получают сотрудники, зависит только от политики школы.

До недавних пор школы финансировались по смете, когда деньги были жестко расписаны по статьям расходов, и что-либо изменить было крайне сложно. Теперь финансирование московских школ, принимающих участие в эксперименте, осуществляется в форме субсидий. Это означает, что деньги к нам приходят единой строкой, распоряжение ими, распределение по статьям расходов – дело директора и управляющего совета. То есть свобода в распоряжении бюджетными средствами есть, но и ответственность существенно возрастает.

А ввиду того, что по 83-му федеральному закону (о бюджетных, казенных, автономных учреждениях) государство не несет субсидиарной ответственности за школу, то за все непродуманные расходы школе придется рассчитываться из собственного кармана.

— Не могу не задать в связи с этим вопрос: какую организационно-правовую форму выбрала ваша школа?

— Мы стали бюджетным учреждением. Дело в том, что переход в статус автономного учреждения зависит от нормативно-правовой базы, разработанной на региональном уровне. Там, где это сделано – в Татарстане, Тюменской области, – процесс давно пошел, а в Москве я знаю только одну школу, ставшую автономной. Реальных механизмов для этого до последнего времени не было создано.

Вообще 83-й закон вступает в силу с 1 июля 2012 года, но пилотные школы Москвы и в том числе наша приступили к его реализации с 1 апреля 2011 года.

— В 2010 году вы как учитель математики стали абсолютным победителем всероссийского конкурса «Учитель года России» с девизом «Быть точным, быть ясным и, насколько можно, простым». Руководствуетесь ли вы тем же в своей повседневной деятельности как директор?

— Про необходимость быть точным я уже сказал. Простота тоже важна: все новые документы в сфере образования (например, образовательные стандарты) написаны очень сложным языком, поэтому директор должен уметь объяснить их просто, ясно, применительно к практическим задачам. Все решения, которые принимаются в системе образования, в конечном счете, должен воплощать учитель, а касаются они учеников и родителей, и задача директора – донести эти решения так, чтобы они в этих начинаниях увидели смысл.

Беседовала Ольга Дашковская