Эксоцман
на главную поиск contacts

Профессия – логист

Владимир Пензев, генеральный директор компании «Эквинокc Рус», главный технолог промышленной строительно-эксплуатационной базы космодрома «Восточный», доцент кафедры управления цепями поставок НИУ ВШЭ
14.03.2012
Одна из проблем в логистике – как донести правильные решения до руководства. У руководства может быть одно виденье развития компании, часто основанное на интуиции, у логистов – другое,  математически обоснованное.

— Владимир Николаевич, если коротко определить, чем занимается логистика, - это доставка…

— … необходимого товара необходимого качества и количества в нужное место и время с требуемым уровнем затрат и наилучшим сервисом и, что немаловажно, – конкретному покупателю. Несоблюдение хотя бы одного из пунктов может привести к потере клиента.

Логистика – это классический пример системного подхода к проблемам бизнеса. То есть логист должен приводить в равновесие все функциональные мис­сии компании и следить за тем, чтобы ни одна из них не наносила ущерб другим.

Теоретически – хозяйственные руководители (акционеры) являются в значительной мере людьми интуиции. Но усложнение производства и организационной структуры общества приводит к тому, что принятие решений и эффективное руководство все больше нуждаются в широкой, точной и быстрой получаемой информации. Сложность и многогранность управления предприятием с большой долей вероятности приводят к тому, что его хозяйствующие руководители теряют прямой личный контроль над основными элементами производственного процесса.

Чтобы избежать субъективизма, необходимо уметь оценить и прогнозировать экономическую эффективность любого решения. Этим и занимаются логисты.

— Говорят, логистика определяет успех компании.

— Логистика – это серьезный инструмент развития компании. От решений в сфере логистики зачастую зависит будущее компании – удастся ли правильно построить все бизнес-процессы, сократить издержки и выйти на лидирующие позиции на рынке или, наоборот, с него уйти.

Приведу как пример свою работу в Новосибирской дистрибьюторской компании – одного из лидеров фармацевтического рынка.

Когда я пришел в эту компанию, она занимала пятое место на фармацевтическом рынке. Благодаря грамотным решениям в области логистики, ей удалось выйти на третье место. Кроме того доставка продукции в аптеки должным образом (в нужные сроки, с хорошим сервисом) позволила поставить вопрос и о сокращении менеджеров по продажам в компании – клиенты и без их помощи заказывали продукцию.

А чуть позже эта компания потеряла свои позиции на рынке. Дело в том, что большая часть товаров (в денежном выражении) поступала новосибирскому дистрибьютору из Европы. Компания теряла огромные финансовые ресурсы на доставку товара в Новосибирск и обратный возврат в филиалы, расположенные в Европейской части России. Было принято стратегическое решение о переносе головного офиса в Москву, помимо этого, в Москве должен был быть расположен и центральный склад, откуда бы снабжались филиалы по всей России. В рамках данного решения должны были быть сокращены и филиалы (реформированы в представительства) в городах Кемерово, Барнауле и Новокузнецке. Клиенты данных представительств должны были снабжаться непосредственно с новосибирского склада.

В плане снижения затрат это решение было совершенно правильным, но как любое решение, так и его практическая реализация должна опираться еще и на базу (фундамент). Фундаментом в данном случае, являлась ограниченная производительность новосибирского склада (малая автоматизация) и неготовность московского склада к соответствующему грузообороту.

Но данное управленческое решение все-таки было принято руководством компании.

Помимо того, что московский склад в определенный момент не смог пропускать необходимый объем товара и пришлось принимать дополнительные меры по его размещению, компания потеряла существенную долю рынка в тех регионах, где были сокращены филиалы и превращены в представительства. Разница между филиалом и представительством – в наличии складов в первом случае и, как следствие, обеспечение клиентов необходимым ассортиментом товара и уровнем сервиса. Наши клиенты потеряли в сервисе: доставка задерживалась,  оперативность отклика на запросы снизилась.

Спустя время компания смогла отвоевывать некоторые позиции – за счет того, что автоматизировала новосибирский склад и увеличила возможности московского, сократила транспортные расходы и в целом операционные, но выйти на прежние лидирующие позиции в полной мере ей так и не удалось.

Кстати, это одна из проблем в логистике – как донести правильные решения до руководства. Мнения часто расходятся, у руководства – одно виденье развития компании, часто основанное на интуиции, у логистов – другое, математически обоснованное. А ошибки при принятии решений обходятся очень дорого.

— Правда ли, что в вашей профессии надо быть готовым к высокому темпу работы и большим объемам информации?

— Да, это так. Поэтому очень важно, обладает ли логист таким качеством, как самоорганизация – и умеет ли он математически обоснованно принимать решения. Ему не только приходится иметь дело с большим объемом информация, но она к тому же постоянно обновляется: сколько товара  на складе, нужно ли их пополнять, на какой стадии доставки находятся товары – на складе, в пути или только заказаны, все ли документы на покупку товара оформлены, когда поставщик обещает его доставить и т.п. В конечном счете, каждая подобная операция влияет в целом на эффективность компании. Постоянно нужно изучать отчеты подчиненных и готовить отчеты для руководства. Одновременно принимать оперативные решения и обдумывать стратегические планы. 

— Понятно, что могут быть сложности с доставкой товара – форс-мажоры, непредвиденные ситуации, но работа логиста на складе кажется вполне предсказуемой…

— Прежде всего, важно грамотно организовать эту работу. И здесь нельзя что-то у кого-то скопировать.

Так, прежде чем построить склад в Москве для фармацевтической компании, в которой я работал, мы достаточно подробно изучали, как устроены и работают складские комплексы в Европе и США, не осознавая на тот момент, что бизнес-процессы должны быть выстроены с учетом конкретной ситуации и условий. Склад построили – и поначалу все были довольны, дескать, сделали, «как у них». Компания стала активно развиваться, и склад компании стал напоминать бутылочное горлышко, не позволяя пропустить большой объем товара. Стало очевидно, что он не справляется с необходимыми объемами грузооборота. В какой-то момент товара стало столько, что работа склада фактически остановилась. Нужны были какие-то системные решения, чтобы исправить ситуацию.

И тогда нашли выход, оптимизировав бизнес-процессы. Склад состоял из трех зон: паллетной, где обработка товара шла только паллетами, коробочной – соответственно, обработка товара шла только коробками, и розничной, где из коробок отбирались только единичные упаковки. Чтобы отобрать упаковку из коробки,  необходимо было сначала отобрать паллету в паллетной зоне и разместить ее в коробочной, далее из паллеты отбиралась коробка и размещалась в розничной зоне. Стоило по новому бизнес-процессу отбирать коробку непосредственно в паллетной зоне и сразу же размещать ее в розничной – производительность склада увеличилась на треть, а объем перерабатываемого грузопотока – в два раза.

Или еще пример. На одной из конференций рассказывал коллега из Новороссийска. Его компания занималась поставками металлопроката. До кризиса продажи шли хорошо, и компания хранила металл в Новороссийском порту. В кризис продажи остановились, и необходимо было уменьшить затраты на хранение, потому как по договору они росли практически в геометрической прогрессии – каждый дополнительный день хранения стоил дороже предыдущего. Необходимо было пересматривать тарифы, но руководство порта на переговоры не пошло. Тогда логисты арендовали плавсредства, загрузили металлопрокат на них и вывезли его в море. Через некоторое время снова поставили плавсредства по разгрузку и разгрузили их в порту, разместив металлопрокат на хранение. Как только уровень аренды подходил под критическую отметку с точки зрения общей себестоимости продукции – операцию повторяли.  Это оказалось дешевле. И только после того как руководство порта осознало, сколько теряет порт на невнятной политике в отношении своих клиентов, пошло на переговоры, и удалось найти консенсус – металл стали хранить в порту по разумной для обеих сторон ставке.

— Как развивается карьера логистов? Что является ее вершиной?

— Карьерный рост логиста, как, впрочем любого специалиста, будет зависеть от его активности – от того, как он себя проявляет. Можно стать директором по логистике либо возглавить компанию, зачастую многие из руководителей компаний на начальном этапе карьерного роста занимались именно логистикой. Это связано с тем, что в ходе работы логисты взаимодействуют со всеми подразделениями компании и познают в той или ной степени принципы и нюансы работы.

Студентам я бы посоветовал получать опыт работы еще во время учебы. В этом смысле мне нравится система обучения на отделении логистики ВШЭ, где я преподаю. На старших курсах занятия проходят во второй половине дня, и многим студентам удается совмещать работу и учебу. Они более осознанно подходят к учебе, лекции и семинарские занятия ими воспринимаются в разрезе непосредственного применения полученных знаний.

— Есть мнение, что логистике надо учиться на практике…

— Я  по образованию инженер-механик, много работал на предприятиях различного профиля, это были предприятия машиностроения и компании-дистрибьюторы. И если говорить именно о производственных предприятиях, я не припомню ситуаций, когда теория противопоставлялась бы  практике, наоборот, ни одна практическая реализация тех или иных мероприятий не обходилась без существенной теоретической наработки.

Вспоминается курьезный случай, произошедший на одном лакокрасочном предприятии в Ростове-на-Дону. В ходе кадровых перестановок на место директора по производству пришла девушка, по образованию инженер-математик. И на одном собрании она заявила: «Что такое сварить краску – это как борщ приготовить, накидал все в кастрюлю, закрыл крышкой и на выходе по истечению некоторого времени получил готовый продукт – борщ, в нашем случае краску». На что бывший директор по производству ответил: «Так-то оно так, только знаете, что непосредственно в ходе приготовлении этого борща идет порядка 400 контролируемых и неконтролируемых химических реакций и от того, как они пройдут, зависит, получим ли мы на выходе качественный продукт или опять спишем все на убытки предприятия». Сам же директор по производству, умудренный опытом человек, никогда не расставался с теорией и на любой вопрос, возникающий в производственной деятельности, искал ответ в учебниках…

Только в логистике я впервые столкнулся с тем, что есть два лагеря – практиков и ученых, которые между собой сталкиваются. По всей видимости, это связано с тем, как эта профессия развивалась в нашей стране. В 1990-е годы в нее приходили те, у кого не было профильного образования. Люди не понимали, как можно приложить полученные ранее ими знания на практике, поэтому каждый шел «своей дорогой».

Но так или иначе ученым и практикам друг без друга не обойтись. Порой на конференциях можно услышать, как теоретики (ученые) пытаются что-то донести до практиков, хотя практическая реализация тех или иных методик уже давно существует и реализована на ряде предприятий, так и практики обсуждают какие-то решения, которые уже давно описаны в учебниках…

— К слову об учебниках – говорят, что хороших российских учебников по логистике просто нет, а западные учебники – не учитывают российских реалий.

— Хороших учебников действительно не так много.  Сказывается, по всей видимости, та самая конфронтация практиков и теоретиков. Некоторые авторы досконально не разбираются в проблеме, о которой пишут. К сожалению, бывают и такие примеры, когда буквально с сайтов компаний скачивают информацию и представляют ее как учебный материал, что опять же подливает масла в огонь противоречий между практиками и теоретиками.

И я бы не сказал, что западные учебники не подходят к российским реалиям. Можно много говорить, что Россия большая, в России плохие дороги или мало качественных складов и т.д., поэтому выстроить высокоэффективную логистику невозможно. Важно понять, как ты будешь на практике реализовывать теоретические наработки, потому как они приобретают свои контуры в ходе практической реализации.

Работая в двух национальных дистрибьюторах фармацевтических препаратов, я решал одну и ту же задачу – быстрого приема товара. В первой компании из-за инертности и нежелания руководства построить взаимоотношения с поставщиками продукции на основе электронного документооборота товар принимается 3 дня, во второй же хватило одного совещания и приказа генерального директора, чтобы вся информация о приходящем товаре предшествовала приходу и разгрузке автомашины, что позволило принимать товар в течении 12 часов. Разница существенна, учитывая, что в условиях высокой стоимости обрабатываемой продукции каждый день медленной приемки обходится компании от 100 до 500 тысяч рублей.

— А вообще – какое образование предпочтительнее, если хочешь работать в логистике? У вас, например, непрофильное - техническое образование...

— Профессия многогранна – в ней находят себя и те, кто получил экономическое образование, и техническое – мы говорим о том случае, когда нет профильного образования по логистике. Техническое образование способствует пониманию принципов логистики. Нас обучали, как строить бизнес-процессы, – технологии производства. Нас учили мыслить последовательно и на перспективу. Нас учили работе с нормативными документами как на государственном, так и на внутрикорпоративном уровне,  и методам прогнозирования – а все это очень важно в логистике. Это связано с тем, что, виртуально работая с товаром и управляя цепочкой поставок, необходимо представлять, каков тот или иной товар и как осуществляются управленческие решения.

При этом я не умаляю влияния экономических наук на развитие и формирование логистики, управление цепями поставок. Вдобавок ко всему необходима и важна хорошая математическая подготовка. Показателен, кстати, в этом смысле набор в магистратуру отделения логистики ВШЭ. Гораздо легче учиться у нас студентам с хорошей математической подготовкой – тем, кто на вступительных экзаменах показал хорошие результаты именно по математике. Помимо этого, в условиях глобализации экономики, развития общества - отличное знание иностранных языков дает дополнительные преимущества при устройстве на работу и в дальнейшем карьерном росте.

— Каков спрос на логистов?

— Спрос на логистов довольно высок, логист стал неотъемлемым звеном в организационной структуре компании, и спрос на грамотных специалистов в этой сфере не ослабеет – ни во время кризиса, ни после. Мы все что-то потребляем, идет грузопоток товарно-материальных ценностей, и он бесконечен, а значит им необходимо управлять и его контролировать.

 

Беседовала Елена Кузнецова