Эксоцман
на главную поиск contacts

Профессия – бухгалтер

Марина Мельниченко, главный бухгалтер ООО «КФ»
11.05.2012
Я не рекомендую молодым бухгалтерам сразу после института работать на малых предприятиях, где всем заведует один человек. В таких условиях профессиональный рост невозможен. Лучше держать ориентир на большие предприятия с большим количеством участков работы и приобретать опыт на одном из них.

— Марина, для начала – несколько слов о том, где вы работаете.

— Я главный бухгалтер фармацевтической компании «КФ». Она более 15 лет на фармацевтическом рынке России и занимается оптовой торговлей медицинскими препаратами госпитального списка.

— Сейчас любой школьник понимает, насколько важна бухгалтерская сторона дела в работе любого предприятия. Но, наверное, и не всякий студент знает, в какой стране и когда зародилась бухгалтерия как таковая?

— Основу современных принципов бухгалтерии заложил итальянский математик Лука де Пачоли. Он жил на рубеже 15-16-го веков в Италии, много путешествовал по стране, был, кстати, знаком с Леонардо да Винчи.

Пачоли, как и Леонардо, был образован и имел интересы в разных сферах: занимался живописью, латынью, теологией, математикой - возглавлял кафедру математики при Миланском университете.

Перу Пачоли принадлежит труд «Сумма арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях», один из разделов которого получил название «Трактат о счетах и записях». В нем впервые и пошла речь о применении математики в коммерции и был описан принцип ведения двойной записи – он и сегодня лежит в основе всех современных систем бухгалтерского учета. Грубо говоря, первая запись содержит сведения о том, откуда взялись деньги, вторая - куда они делись. На этом все и строится.

— Считаете ли вы профессию бухгалтера престижной сегодня – при всей ее важности и широкой распространенности?

— Думаю, да, ее можно назвать престижной. Она достаточно востребована в нашей стране растущего бизнеса, да и хорошо оплачивается.

Но, когда я ступала на бухгалтерскую стезю, я не гналась за престижем. Более того, я не выбирала эту профессию, просто так сложились обстоятельства, что в начале 1990-х годов, когда бизнес в нашей стране только зарождался, специальность бухгалтера была очень востребована, в отличие от других экономических специальностей. Бухгалтерами в то время начинали работать и специалисты, имеющие инженерное образование. И многие понимали, что, осваивая эту работу, без куска хлеба они не останутся.

— Практически в любом деле прежде чем начать работать, нужно получить высшее или среднее профессиональное образование. Какое образование может быть у бухгалтера? Нужны ли еще какие-то навыки, помимо тех, что дают экономические вузы?

—   Бухгалтер может иметь высшее или среднее специальное экономическое образование, и для повышения уровня профессионализма пройти специальные курсы. Я училась на экономическом факультете МАИ. Начиная работать бухгалтером, я окончила бухгалтерские курсы при Финансовой академии, а работая уже главным бухгалтером, училась в учебно-методическом центре профессиональных бухгалтеров и аудиторов заслуженного профессора МГУ А.Д. Шереметьева, после чего сдала квалификационные экзамены на аттестат аудитора и ежегодно для его подтверждения прохожу курсы повышения квалификации.

Образование, конечно, очень важно в бухгалтерском деле, но очень важно, чтобы бухгалтер обладал такими чертами характера, как усидчивость, внимательность, умение доводить начатое до конца в очень сжатые сроки, правильно расставлять приоритеты, постоянно учиться. Бухгалтер должен быть организованным.

В моем представлении бухгалтер - это вечный дотошный студент, который учится, учится, учится.

Законодательство постоянно меняется, изменения нужно отслеживать и учитывать. Изменения и поправки в Налоговом кодексе и законодательстве о бухгалтерском учете происходят постоянно.

Студент два раза в год сдает сессию, бухгалтер четыре раза в год сдает баланс, а налоговую отчетность - и того чаще. И всегда в жестко оговоренные сроки.

Так, если идет отчетный месяц, все дни у меня расписаны. Я веду ежедневник, чтобы ничего не упустить. Даже когда появляется свободная минутка, читаю законодательство - на это всегда остается очень мало времени.

Баланс сдается весной в марте и апреле, летом - в июле и осенью - в октябре. Можно сказать, эти месяцы «вычеркнуты из жизни» - ты работаешь, работаешь и еще раз работаешь.

Однако, по моему мнению, одних теоретических знаний для бухгалтера недостаточно. Только практический опыт поможет стать настоящим специалистом.

— Но вот закончил студент университетское обучение, получил «звание» бухгалтера, пришло время искать работу, а опыта работы нет. Тяжело ли трудоустроиться?

— Есть мнение, что в большинство московских организаций требуются люди с опытом работы в Москве, потому что в этом городе другой ритм и темп.

Наша компания последний раз набирала персонал в бухгалтерию два месяца назад, а до этого - около двух лет назад. Я принимала участие в поиске кандидатур, и была поражена, насколько скуден рынок. Хорошего сотрудника найти трудно. Москвичей, претендующих на эту должность, практически нет. У многих дипломы сомнительных институтов. Никаких молодых специалистов, только что закончивших институты, мне не попадалось. Все это указывает на то, что большинство желающих работать и имеющих хорошее образование трудоустроены. Я, кстати, за всю свою трудовую деятельность устраивалась на работу как через агентства по подбору персонала, так и по знакомству.

— Как вы считаете, важен ли для работодателя «красный» диплом претендента на бухгалтерское место? Все-таки учеба и работа - не одно и то же.

— Приведу один пример. У меня как у главного бухгалтера в подчинении целая бухгалтерия. Один из сотрудников уволился, нужно было найти замену. Взяли девушку, которая только что окончила институт с «красным» дипломом - на собеседовании она сказала, что очень хочет работать бухгалтером, что готова приложить к этому все усилия, просила дать ей участок посложнее. Но опыта работы у нее не было, и она была принята на испытательный срок.

Спустя какое-то время нам нужно было срочно открывать в банке расчетный счет. (В нашей компании со всем, что связано с открытием и закрытием счетов в банках, платежными документами, кредитованием и другими банковскими операциями, работает бухгалтерия.) Я попросила девушку отвезти заранее подготовленные документы в банк. Так она отправлялась туда три раза: то одно забудет, то другое, то на вопрос банковского служащего не может ответить и возвращается обратно в офис, хотя достаточно просто перезвонить. Открыть счет она так и не смогла и долго у нас не задержалась. «Красный» диплом, как выяснилось, ни о чем не говорит.

— Многие бухгалтеры сталкиваются с давлением начальства. Насколько это распространено?

— Я думаю, такие случаи нередки, во многом это зависит от руководства и межличностных отношений. Мне обычно везло с начальством, поэтому я не могу сказать, что ощущала какое-то явное давление.

Наше руководство не очень вникает в работу бухгалтерии, то есть перед нами ставят задачи, а уж мы сами из выполняем - важен результат.

— Все трудности, связанные с началом карьеры, вы преодолели. На чем строится сейчас ваша работа?

— Круг основных задач главного бухгалтера - организовать достоверный учет всех хозяйственных операций организации, обеспечить руководителей и всех тех, кому требуется в процессе работы бухгалтерская отчетность, достоверной информацией, участвовать в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины и рациональное использование ресурсов, плюс организация налогового учета.

Когда учет уже налажен и основные бизнес-процессы отработаны, основной текущей задачей является контроль за ведением учета, что я и делаю каждый день.

Мы ведем учет в специальной программе, по возможности, в режиме онлайн. Поэтому отчеты составляются с минимумом наших усилий. Сегодняшний бухгалтер далек от того, который тридцать лет назад искал две копейки, перебирая ворох бумаг, и производил подсчеты на счетах. Сегодня важно просто проверить, насколько правильно составлен отчет.

Я контролирую, чтобы не было никаких ошибок, просматриваю аналитические и оборотно-сальдовые ведомости. Оборотно-сальдовые ведомости - это документы, включающие в себя информацию по всем бухгалтерским счетам за определенный период времени. Они являются вспомогательными для того, чтобы правильно составить бухгалтерий баланс и налоговый отчет.

Если я нахожу, что кто-то допустил ошибку (у меня в подчинении девять сотрудников), я зову человека, и мы вместе разбираемся с причинами возникновения ошибки и вместе ее исправляем. Такие ситуации происходят достаточно часто - документов у нас очень много.

— Получается, работа главного бухгалтера – это постоянные проверки «правильно – неправильно»?

— Это не так. Кроме так называемой «текучки» в мои обязанности входит, например, взаимодействие с налоговой инспекцией: ответы на запросы, документальные и камеральные налоговые проверки, встречные налоговые проверки. Чаще всего приходится отвечать на встречные налоговые проверки. Сначала мне приходит запрос из налоговой службы, в котором перечислено, какие документы и по какому именно контрагенту (поставщику или покупателю) требуется подготовить для проверки. Это могут быть договоры, накладные, счета-фактуры, книги покупок и продаж. Наша задача - в указанный срок в полном объеме подготовить эти документы и отправить их в налоговую инспекцию.

Также в мои обязанности входит контроль за деятельностью подразделений нашей организации с целью определения налоговых последствий и рисков: я визирую договоры, как хозяйственные, так и договоры с поставщиками и покупателями, участвую в создании шаблонов документов, консультирую сотрудников других отделов по вопросам оформления документов в соответствии с Российским законодательством.

Я участвую и в процессе инвентаризации, (сверка фактических товарных остатков с данными бухгалтерии). Это сверка необходима для того, чтобы выяснить фактическое наличие товаров и других материальных ценностей.

Я провожу инвентаризацию дебиторской (когда кто-то должен твоей фирме - например, покупатели) и кредиторской (когда твоя фирма кому-то должна – например, поставщикам) задолженности.

Но я не все время сижу в офисе, на рабочем месте, иногда мне приходится ездить - в налоговые инспекции в связи с проверками или в банки на переговоры, связанные, допустим, с кредитованием.

— Различаются ли обязанности главного бухгалтера в зависимости от компании?

— Обязанности могут различаться, даже если компании занимаются одинаковой деятельностью. Это зависит от того, какова организационная структура в компании. Так, у нас нет финансового директора и финансового отдела, поэтому вопросами кредитования занимаюсь я как главный бухгалтер.

Бухгалтерская работа предполагает уровни сложности. Самый сложный – в производственных компаниях, чуть ниже – в сфере оптовой торговли, далее идет розничная торговля, услуги.

Я работала главным бухгалтером в производственной компании, и задачи бухгалтерии там были более узкие, многие задачи решал финансовый отдел во главе с финдиректором.

Специфика есть на всех предприятиях. Но для человека, который хочет трудоустроиться и владеет какой-то одной сферой деятельности, научиться другой не так трудно, как кажется.

— Много ли приходится «сидеть в почте» – переписка обширная?

—  Да, я веду переписку с банками, сотрудниками организаций, а также по подписке получаю новости, касающиеся изменений в законодательстве.

Вот журнал «Российский налоговый курьер» присылает мне свежий обзор. Я отбираю из всей информации ту, которая может понадобиться нам в работе, и знакомлю с ней подчиненных.

Сотрудники служб, с кем я веду переписку, присылают мне документы на согласование. Есть документы, для которых оно очень важно: кредитовые ноты - документы, необходимые для получения скидки организации-покупателя. От банков мне приходит корреспонденция с согласованием условий кредитования, расчетом процентов по кредитам, которые мы должны оплатить. С банками у меня очень объемная переписка - наша компания пользуется многими банковскими продуктами: гарантиями, векселями и другими.

— Какие советы вы можете дать новичкам?

— Для бухгалтера важно начинать карьеру с работы на каком-то определенном участке. И я не рекомендую сразу после института работать на малых предприятиях, где всем заведует один человек. В таких условиях профессиональный рост невозможен. Лучше держать ориентир на большие предприятия, с большим количеством участков.

У нас, допустим, так устроено, что я постоянно перевожу сотрудников с одного участка работы на другой, что, в общем, не входит в прямые обязанности главного бухгалтера. Но сотрудники осваивают новую работу, им интересно - к тому же такая практика позволяет избежать монотонности в работе. В любом случае, работа - это всего лишь часть жизни, нужно уметь и отдыхать!

 

Беседовала Юлия Соловьева