Эксоцман
на главную поиск contacts

В 2013 году мы планируем открыть образовательный портал «Экономика в школе»

Наталия Калинина, главный редактор журнала «Экономика в школе», заведующая кафедрой экономики Московского института открытого образования
24.05.2012
Часть материалов, которые мы публикуем для школьников, оказывается интересна учителям, - например, те, в которых разбираются олимпиадные задачи. И наоборот – материалы о методиках преподавания экономических тем могут быть интересны и продвинутым школьникам. А Финансовое приложение читают и учителя, и школьники, и их родители.

 

–  Наталия Николаевна, вы являетесь одновременно главным редактором и издателем журнала «Экономика в школе». Что побудило вас в 1996 году начать его выпуск?

–  Я тогда работала в школе учителем экономики. Это был новый для школ предмет – учебников было мало, учителей только начинали готовить. И очевидно было, что нужно создавать учебно-методическое сопровождение курса.

Сначала мы стали издавать «Школьный экономический журнал», рассчитанный на учащихся, – публиковали материалы экономических олимпиад и конкурсов. А затем уже появился журнал «Экономика в школе», целевой аудиторией которого стали и школьники, и учителя, он стал включать в себя материалы педагогического характера – о том, как преподавать экономику. «Школьный экономический журнал» стал частью «Экономики в школе».

Какой-то период мы, кстати, пробовали публиковать материалы и по теме экономики школы, рассчитанные на директоров, - понимали, что им тоже нужны экономические знания. Но потом решили, что нашей целевой аудиторией все-таки останутся учителя и учащиеся. А для директоров есть журнал «Директор школы».

Три года назад у нас появилось Финансовое приложение, в котором освещается самый широкий круг финансовых тем – начиная от электронной коммерции (микроплатежей через платежные системы) и заканчивая темой пенсионных накоплений.

–  Не сложно ли подбирать разные материалы для такой разной аудитории – одновременно учителей и школьников?

–  Я думаю, что часть материалов, которые мы публикуем для школьников, оказываются интересны и учителям, - например, те, в которых разбираются олимпиадные задачи. И наоборот – материалы о методиках преподавания экономических тем могут быть интересны и продвинутым школьникам. А уж Финансовое приложение читают и учителя, и школьники, и их родители.

–  Как вы работаете с авторами – кто у вас публикуется?

–  Круг авторов небольшой – он сложился за годы существования журнала. Естественно, он пополняется, но, может быть, не так активно, как хотелось бы. Это вообще проблема многих изданий образовательной тематики, когда сложно найти авторов, которые хорошо пишут: материал, написанный сухим научным языком, никто читать не будет, формат легкой беллетристики – тоже не подходит, нужна золотая середина.

Среди наших постоянных авторов заместитель научного руководителя ВШЭ Лев Любимов, ординарный профессор ВШЭ Николай Берзон, преподаватель факультета экономики ВШЭ Дмитрий Акимов, профессора МИОО Тамара Терюкова и Александр Прутченков, профессор РГГУ Валерий Аксенов, профессора Финансового университета при правительстве РФ Наталья Думная и Вадим Соколинский. Судя по отзывам, этих авторов – любят, их публикации – интересны, доступны.

–  А от учителей материалы поступают?

– Да, поступают, особенно в последнее время. Не могу сказать, что наблюдается вал учительских работ, но с введением новой системы оплаты труда в школах их число увеличилось: публикации в изданиях могут повлиять на премиальную часть зарплаты учителя.

У нас есть рубрика «Учительская лаборатория», в которой публикуются материалы о том, как лучше подать ту или иную тему. Мы исходим из того, что преподавание экономики в школе должно быть обращено к практической стороне предмета изучения, поэтому такие материалы ценятся.

Я понимаю, что мечта любого учителя – это пошаговое описание отдельного урока. Какие-то разработки уроков мы, конечно, даем, но, мне кажется, наша задача – не наловить рыбы, а дать удочку. Должно быть пространство для творчества.

Хотя в целом учителей среди наших авторов не так много. Далеко не все из тех, кто хорошо ведет уроки, могут описать, как они это делают. Такие материалы, как правило, приходится серьезно дорабатывать для печати.

–  Подход с ориентацией на практику, или, как его называют, практикоориентированный подход  – что это означает применительно к изучению экономики?

–  В этом году исполняется 20 лет преподавания экономики в школе, и в начале 1990-х годов этот предмет имел крен в теорию – фактически повторялся материал вузовского 1-го курса. Тогда и стало понятно, что обучение должно быть практикоориентированным. Основные экономические концепции школьники, конечно, должны изучать, но не менее важны и потребительские знания. Тогда появились темы по финансовой грамотности и основам предпринимательской деятельности, то есть основам экономической безопасности, с которыми должен быть знаком каждый выпускник школы.

Есть и особые формы преподавания, в связи с которыми предполагается, например, проведение школьниками исследований на предприятиях – по организации производственного процесса, документооборота и т.п. Или вот такая методика, как финансовый практикум, – его можно провести в школе, но лучше, если ребята сходят в банк или страховую компанию, где смогут пообщаться с профессиональными участниками рынка. В школе должна формироваться экономическая практикоориентированная образовательная среда, когда помимо учителей в обучении участвуют и профессиональные участники рынка, практики.

Мы, кстати, даже пробуем организовать курсы для представителей предпринимательского сообщества, которые готовы прийти в школу с просветительской функцией, чтобы они ознакомились с методами и приемами работы со школьниками. Нам помогает Московский центр подготовки кадров, который находится в подчинении департамента науки, промышленной политики и развития предпринимательства правительства Москвы, – через различные профессиональные сообщества мы отбираем предпринимателей, заинтересованных в сотрудничестве со школами, и проводим с ними занятия по технологии проведения уроков.

–  Какие материалы могут быть интересны школьникам, помимо разбора олимпиадных заданий?

–  Мы не только разбираем на страницах журнала задания недавно прошедших олимпиад, но и рассказываем об их специфике. По экономике проводится несколько олимпиад – не только всероссийская, но, например, Московская олимпиада школьников по экономике, Московская олимпиада школьников по основам предпринимательства, организацией которых занимается Московский институт открытого образования.

В последнее время на страницах журнала появились материалы по подготовке к ЕГЭ, – примеры заданий и их решения. Редко, но все же публикуем работы ребят – победителей различных конкурсов. Ну и конечно, школьникам должны быть интересы материалы по тематике финансовой грамотности.

–  А обзоры книг, рецензии – вы публикуете?

–  Да, не только рецензии, но и главы из книг, которые готовятся к выходу в свет. Такой опыт сотрудничества у нас был с доцентом кафедры макроэкономического анализа НИУ ВШЭ Татьяной Матвеевой, автором известного учебника «Введение в макроэкономику». Она публиковала у нас главы из учебника еще до того, как он был издан. Таким же образом мы сейчас сотрудничаем с Дмитрием Акимовым.

–  Каковы планы по развитию журнала?

–  В этом году у нас значимая дата, можно сказать, мы празднуем совершеннолетие журнала – ему исполняется 16 лет. И в связи с этим есть определенные планы по дальнейшему развитию издания.

С будущего года мы планируем выход в Сеть – хотим выпускать Интернет-журнал «Экономика в школе», издание уже зарегистрировано. Это будет не электронная версия, а полноценное Интернет-издание – образовательный портал. Часть его материалов будет в открытом доступе, а часть можно будет получить по платной подписке.

В общем доступе будет раздел «Экономикс» – свободная энциклопедия по экономике, в которой будут размещены в том числе примеры задач по экономике, олимпиадные задания и т.д. Этот раздел будут курировать студенты и выпускники московских вузов.

Мы планируем выкладывать на портале и материалы бумажной версии журнала «Экономика в школе». На портале будут представлены также ссылки на все сайты образовательной тематики, которые могут быть интересны и учащимся, и учителям.

При этом журнал «Экономика в школе» будет выходить в прежнем формате. Все-таки учительское сообщество довольно консервативно. И далеко не все готовы отказаться от бумажной версии издания и читать электронную.

Беседовала Елена Кузнецова