Эксоцман
на главную поиск contacts

Профессия — преподаватель экономики

Елена Савицкая, профессор Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ
28.05.2012
Для того чтобы не просто преподавать, но быть профессионалом и получать хорошие деньги, нужно заниматься наукой. Занятия наукой — как спорт. Если вы никогда не подтягивались на перекладине, вы сразу не подтянитесь много раз. Если вы никогда не писали научных  работ, сразу  блестящего результата не ждите. Значит нужно тренироваться, а начинать как можно раньше – со второго или с третьего курса -  и впоследствии поддерживать себя в хорошей научной форме.

 

– Елена Владиславовна, в чем для экономиста преимущества в работе преподавателем? Ведь в бизнесе можно и заработать быстрее, и сделать карьеру...

– Я работаю преподавателем всю жизнь и ни разу об этом не пожалела. У преподавательской работы есть все преимущества фриланса. Нет ни начальства, ни подчиненных, график работы гибкий. При этом и фриланс, и собственный бизнес – это всегда риск. Сегодня все хорошо, вы зарабатываете кучу денег, а завтра экономический кризис – и  вы банкрот. Университет – структура, в гораздо меньшей степени зависящая от циклических колебаний экономики. Мне кажется, преподавательская работа, как и фриланс, психологически подходит  для людей, про которых можно сказать: это кошка, которая гуляет сама по себе – плюс такие люди предпочитают не рисковать. Кроме того свободный график особенно удобен женщинам, желающим больше внимания уделять семье, а не сидеть с девяти до шести в офисе.

Но главное, преподавание — профессия творческая. Если человек артистичный, ему, скорее всего, она понравится. Каждая лекция — как выступление на сцене: адреналин, владение аудиторией, внимание… Для успеха необходимо быть интересным. После лекции, случается, студенты встают и аплодируют – какому творческому человеку это не будет приятно?

Меня преподавание привлекает и тем, что здесь я сразу вижу результаты своего труда. Бывает, человек всю жизнь работает и не может понять, хорошо он справляется с делами или плохо, потому что не видит результатов. Работа преподавателя дает результат сразу – вы прочитали лекцию, и  по глазам студентов видите – как.

Наконец, преподавательская работа, особенно в Вышке, предполагает разнообразие форм научного самовыражения — это и научные исследования, и статьи, и учебники.

– Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать преподавателем?

– В первую очередь, я считаю, нужен природный талант — артистизм, энергетика, харизма, умение «держать» аудиторию. Но необходимо быть и профессионалом своего дела. Если студенты задают вопросы, а преподаватель не может на них ответить, его авторитет падает, независимо от того, насколько он ярок и эмоционален при изложении материала.

– В чем специфика профессионализма преподавателя экономики?

– Преподаватель любой общественной дисциплины — и особенно экономики – должен быть в курсе всего, что происходит в мире. Он должен быть готов грамотно ответить на многие вопросы: что происходит с евро, каков государственный долг Италии и Греции, где выше уровень безработицы – в России или в США, где выше ВВП на душу населения – во Франции или в Макао?

Необходимо уметь найти правильный подход к каждой аудитории. Вероятно, есть более универсальные дисциплины, но наша наука связана с практикой, и нужно понимать, с какой целью ее изучает каждый студент. Работать со студентами-бакалаврами, со слушателями программ МВА или с экономистами и социологами нужно по-разному, и разница эта большая.

С бакалаврами работать проще всего. Их интересует в первую очередь, как сдать зачет, поэтому изрядная часть их вопросов связана с тем, что читать, чтобы написать контрольную на пятерку. Другое дело — магистры, они задают более интересные вопросы и на профессиональные темы.

Совершенно иная история — преподавание на программах МВА. Сейчас я работаю в Высшей школе менеджмента, куда приходят учиться люди, проработавшие в бизнесе не менее 3-х лет, причем иногда —  на руководящих должностях. Они порой сами могут многое рассказать преподавателям. Это люди амбициозные, они пришли учиться за свои деньги и хотят не экзамен на «пять» написать, а получить ответы на свои вопросы. В общении с ними недопустим менторский тон. Их вряд ли интересуют сложные математические модели, которые не пригодятся именно им в повседневной деятельности, зато им интересно все, что связано с практикой. Поэтому в бизнес-школе предпочтителен метод кейс-стади. Для аудитории бизнес-школы особенно важно, чтобы преподаватель был в курсе того, что происходит в стране и за рубежом. Так, эти  слушатели часто задают вопросы о деятельности Федеральной антимонопольной службы РФ или о колебаниях валютных курсов. Их интересует не курс рубля на завтра или через год, им важно понимать, по каким причинам он  вообще изменяется в ту или иную сторону.

Если же я работаю со студентами факультета социологии Вышки, то  тоже стараюсь не «грузить» их сложными теоретическими моделями,  а разбирать темы, близкие к жизни и полезные в их будущей деятельности, например, экономические аспекты рекламы.

– А на каком материале создаются кейсы?

– Мне приходится придумывать кейсы самой. К сожалению, у многих российских компаний все, что могло бы послужить материалом для кейса, составляет коммерческую тайну. Но у меня есть знакомые, работающие в бизнесе, и от них я получаю довольно много интересной информации. Кроме того, я использую материалы из деловых газет и журналов. Иногда сама провожу исследования рынков.  Еще в 2007 году у меня вышелсборник кейсов «Экономический анализ современных рынков».

– Каким образом преподаватель может зарабатывать хорошие деньги? Размеры зарплаты, честно говоря, обычно незавидные...

– Зарплата преподавателя в Вышке формируется из нескольких составляющих. Есть преподавательская ставка, и она действительно невелика. Люди даже порой задаются вопросом, как на такие деньги можно нормально жить. Но на них «жить» никто не предлагает, потому что есть несколько дополнительных способов зарабатывать.

Во-первых, существует система академических надбавок. Если преподаватель  каждый год публикует по две статьи в рядовых российских научных журналах, он получает надбавку 30 тысяч рублей в месяц. Если он опубликовал монографию или статью в одном из лучших российских журналов, или тем более в зарубежном журнале, он уже получает надбавку 60 тысяч рублей в месяц.

Во-вторых, есть большое количество научных проектов и грантов, которые также неплохо оплачиваются. В результате преподаватель может поработать в проекте, получить за это деньги, а потом по итогам работы написать статьи, опубликовать их и получить еще академическую надбавку, речь о которой шла выше. Так, я работала в научном проекте, связанном с экономикой образования по заказу Минобрнауки России, и за это нам платили весьма приличные деньги. Потом разные фрагменты отчета по проекту я преобразовала в статьи и получала надбавку за их публикацию.

В-третьих, помимо преподавательской работы со студентами есть еще преподавание в бизнес-школах - (на программах МВА), а там платят совсем другие деньги. Скажем, 100 долларов за академический час. Так что, по крайней мере, в Вышке преподаванием заработать можно ничуть не  меньше, чем в бизнесе.

– Что это был за исследовательский проект, в котором вы участвовали? Проект по экономике образования? В чем была ваша роль – специалиста по микроэкономике?

– Это был большой междисциплинарный проект «Мониторинг экономики образования», в котором принимали участие и социологи, и экономисты. Кроме Вышки в нем работали и Фонд «Общественное мнение», и «Левада — центр». Перед исследователями стояло много вопросов, связанных с качеством образования в России, его доступностью, а также особенностями его финансирования. В отечественной статистике образования существуют «белые пятна», поэтому нужно было провести опросы работодателей о том, сколько денег они тратят на образование на своих сотрудников, и родителей — сколько они тратят денег на образование детей. Работа была весьма непростая.

Моей задачей в исследовании был подсчет, сколько различные экономические агенты — государство, семьи, работодатели – тратят на образование. Опрашивать работодателей было очень непросто — на вопрос: «Сколько вы в этом году потратили на образование своих сотрудников?» они отвечают: «Коммерческая тайна». Приходилось идти обходным путем, спрашивать косвенно, прибегать к оценочным методикам для «выуживания» нужной нам информации. Однако я очень довольна своим участием в этом проекте – сейчас мы имеем достаточно полную картину того, как сегодня в России финансируется образование.

– Что бы вы посоветовали студенту, который решил заниматься преподавательской работой?

– Для того чтобы не просто преподавать, но быть профессионалом и получать хорошие деньги, нужно заниматься наукой. Студентам, подумывающим о преподавании, я бы посоветовала не откладывать занятия наукой в долгий ящик. Нужно с пристрастием писать курсовые в бакалавриате, потом много заниматься в магистратуре, потом — защищать кандидатскую, потому что преподаватель в вузе — это не школьный учитель, он никогда не добьется статуса без ученой степени. Еще лучше —получить PhD. Занятия наукой — как спорт. Если вы никогда не подтягивались на перекладине, вы сразу не подтянитесь много раз. Если вы никогда не писали научных  работ, сразу  блестящего результата не ждите. Значит нужно тренироваться, начинать как можно раньше – со второго или с третьего курса - и впоследствии поддерживать себя в хорошей научной форме.

Беседовала Екатерина Рылько