Эксоцман
на главную поиск contacts

Кто больше всего говорил, тот и остался в истории

Виктор Болотов, вице-президент Российской академии образования
13.06.2012
Книга журналиста Бориса Старцева «Хроники образовательной политики: 1991-2011» – это не мемуары, а исследование, основанное на реальных текстах тех лет – публикациях в СМИ, официальных документах, материалах семинаров и проч. Других таких работ в России, наверное, и нет...

Почти все известные мне журналисты (а их было много), кто в 1990-е начинал писать о сфере образования, с тех пор сменили специализацию. А журналист Борис Старцев, автор книги «Хроники образовательной политики: 1991-2011», остался верен теме, и это очень значимая для меня характеристика автора. Мне понравилось, что «Хроники…» – это не мемуары, а исследование, основанное на реальных текстах – публикациях в СМИ, официальных документах, материалах различных семинаров и проч.

Получилось хорошее объективное описание идей, на каких была основана образовательная политика, и людей, кто эти идеи генерировал и воплощал. Других таких работ в России, наверное, и нет. Любые другие известные мне книги об истории образования – всегда ангажированные, однобокие. Либо их авторы пытаются показать себя лучше, чем они есть, либо это чистый заказ, где кого-то пытаются очернить или обелить.

Правда, могу отметить одну проблему.Я работаю в системе образования давно, и в 1990-2000-е годы видел изнутри все, что автор видел извне. Поэтому я согласен далеко не со всеми выводами из книги, – ведь точка зрения автора обусловлена тем, как проблемы образования тех лет обсуждались в СМИ.

Когда человек реально занимается делом, он вовсе не обязательно себя пиарит. Некоторые из тех, кого описывает Борис Старцев, очень любили делать себе рекламу, но реальных дел не делали. Кто больше всего говорил, тот и остался в истории. Надо отдать должное автору – он это понимает и признает, но все равно гораздо больше пишет о тех, кто больше внимания уделял самопиару. Так, мне очень жаль, что в книге очень мало сказано о Елене Евгеньевне Чепурных – в 1996-2004 годах статс-секретаре, заместителе министра образования РФ. Она сделала для нашего образования намного больше, чем многие из тех, о ком Борис пишет подробно.

Но эти издержки повествования, наверное, можно считать закономерными: все-таки отражение событий тех лет в зеркале масс-медиа дано очень четко.

Я бы порекомендовал книгу всем, кому интересна недавняя история российского образования.

 

Библиография:

Старцев Б.Ю. Хроники образовательной политики: 1991–2011. М.: НИУ ВШЭ, 2012