Эксоцман
на главную поиск contacts

Департамент против кафедры

25.07.2012
В Высшей школе экономики и менеджмента (ВШЭМ) Уральского федерального университета (УрФУ) внедрена необычная для российских вузов структура управления образовательным процессом. В состав ВШЭМ входят семь департаментов – шесть бакалаврских и один магистерский. В свою очередь, в состав каждого бакалаврского департамента входят кафедры. В чем преимущества такой структуры и какие проблемы удается решать с ее помощью?

 УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина – один из федеральных университетов, созданный распоряжением Правительства России 2 апреля 2010 года. В его состав вошли два университета – классический (УрГУ) и технический (двойная аббревиатура УГТУ–УПИ включала старое и новое названия: технический университет – политехнический институт).

ВШЭМ – один из 18 институтов УрФУ – была образована на базе всех подразделений экономико-управленческого профиля и УГТУ–УПИ. В УрГУ это был экономический факультет, а в УГТУ–УПИ – факультет экономики и управления, факультет информационно-математических технологий и экономического моделирования, бизнес-школа. При этом объединение производилось не механически, когда существующие структуры продолжают работать обособленно (такие примеры есть в том числе в федеральных университетах), а на основе интеграции. Директором ВШЭМ стал декан экономического факультета УрГУ Сергей Кадочников.

Структура факультетов, вошедших в состав ВШЭМ, была типичной для российской высшей школы. Основной структурной единицей была кафедра, причем в УГТУ–УПИ кафедры играли особую роль, что было характерно для советских технических вузов: именно выпускающие кафедры фактически отвечали за подготовку выпускников вплоть до того, что дипломы вручали заведующие кафедрами, а не декан факультета. Сотрудничество между кафедрами было крайне слабым и касалось лишь организации обучения на младших курсах, когда студентам читали разные дисциплины преподаватели разных кафедр. А на старших курсах, на этапе специализации, каждая кафедра работала самостоятельно.

В основе новой структуры организации образовательного процесса, созданной в Высшей школе экономики и менеджмента УрФУ, – программный принцип управления. Благодаря новой структуре удается решить проблему избыточной зависимости содержания программ от интересов кафедр, каждая из которых стремится обеспечить нагрузкой своих преподавателей и включить в программы свои учебные курсы. И если в других вузах поддерживать баланс между интересами кафедр и задачами образовательных программ приходится руководителям факультетов (институтов, высших школ), то в ВШЭМ УрФУ все вопросы решаются департаментами, отвечающими за обучение студентов по направлениям и по группам профилей.

Реорганизация вузов, вошедших в состав УрФУ, совпала с всеобщим переходом на новую структуру высшего образования – бакалавриат и магистратуру. В четырехлетнем бакалавриате уже не требуется такой глубокой специализации, как в пятилетнем специалитете, то есть роль выпускающих кафедр по сути заметно уменьшается, в новых образовательных программах упор делается на большие, «широкие» курсы, для чтения которых нужно объединять усилия специалистов разных кафедр. С учетом этого обстоятельства руководством ВШЭМ было принято решение создать принципиально новую структуру «образовательного блока», отказавшись от «знакомой» схемы управления экономическим факультетом в УрГУ или факультетами в УГТУ–УПИ.

В основу новой структуры был положен западный опыт, точнее – англо-саксонская модель организации университетского пространства. Основной структурной единицей в британских и американских университетах является департамент, отвечающий за реализацию определенных учебных программ. Департамент управляет программами в полном смысле этого слова: определяет состав, объем курсов, подбирает преподавателей. В отличие от заведующего кафедрой, заинтересованного в том, чтобы обеспечить нагрузкой своих сотрудников, глава департамента руководствуется преимущественно интересами студентов.

Однако полностью перейти на такую модель в ВШЭМ не рискнули, прежде всего, по причине вполне понятного консерватизма профессорско-преподавательского состава. Поэтому на уральской почве пророс гибрид англо-саксонской и российской (немецкой) университетской модели.

Основу «образовательного блока» ВШЭМ составляют департаменты, куда входят кафедры – от трех до пяти. Исключение – департамент подготовки магистров и кадров высшей квалификации, где западный подход реализован в полной мере: кафедр в его составе нет, и Бизнес-школа. Бакалаврских департаментов шесть: промышленного бизнеса и менеджмента, экономики, финансов, менеджмента, бизнес-информатики и математического моделирования, а также научно- образовательный центр «ИНЖЭК» (фактически – департамент высокотехнологичного бизнесу). Каждый департамент отвечает либо за отдельное направление подготовки, либо за одну достаточно широкую группу профилей в рамках направления, превращаясь в эдакий мини-факультет: например, департамент финансов – за группу профилей в области финансов. И хотя директор ВШЭМ Сергей Кадочников считает бакалаврские профили «сильным отголоском прошлого», он признает, что всеобщая привычка к специальностям не позволяет сразу от них отказаться. Точно так же невозможно совсем отстранить кафедры от управления программами – это посеяло бы рознь и неприятие в среде преподавателей.

Директор института в составе УрФУ в отличие от декана факультета – должность не выборная, директора департаментов также назначаются ректором УрФУ, по представлению директора ВШЭМ. Директор департамента отвечает за распределение нагрузки – то есть на деле за подбор преподавателей для чтения курсов и подбор сотрудников кафедр. Преподавателей он может приглашать и со своих кафедр, и с общеуниверситетских (иностранный язык, история, философия и проч.), и со стороны. Именно директора департаментов курировали разработку больших курсов, налаживая сотрудничество между кафедрами. По мнению директора ВШЭМ Сергея Кадочникова, создание централизованной структуры значительно сокращает риск сохранения ситуации, когда кафедры в ущерб интересам студентов держат раздутые штаты и обеспечивают каждого из своих преподавателей нагрузкой, создавая бесконечные мелкие курсы и стараясь занять как можно больше учебного времени. Конечно, было сделано многое для того, чтобы убеждать людей в необходимости перемен (особенно сложно это было в условиях реорганизации, когда был нарушен сложившийся порядок, и кому-то из преподавателей пришлось уволиться), но, как считает директор ВШЭМ, «нас объединяет будущее, а не прошлое».

И если в случае с бакалаврскими программами могут возникнуть сложности во взаимоотношениях между департаментами, то в случае с магистерскими программами таких проблем ощутимо меньше. Директор департамента подготовки магистров и кадров высшей квалификации может приглашать преподавателей и с кафедр, входящих в состав бакалаврских департаментов, и, например, из научно-учебных лабораторий, входящих в состав ВШЭМ, где ведут исследования в том числе обладатели степени PhD.

Екатерина Рылько