Эксоцман
на главную поиск contacts

Просто о сложном

Наталья Думная, заведующая кафедрой микроэкономики Финансового университета при Правительстве РФ
25.07.2012
Поскольку ресурсы ограничены, рыночная экономика постоянно ставит перед всеми ее «участниками» — государством, фирмой, индивидом – проблему выбора. Успех в условиях рыночной экономики зависит от того, насколько верный выбор совершает каждый.

— Наталья Николаевна, вы вместе с президентом Финансового университета Аллой Георгиевной Грязновой являетесь редактором-составителем учебника «Экономика. 10-11 класс». Из чего вы исходили при его подготовке, из каких принципов?

— Первый принцип – писать просто о сложном. Учебник не должен быть скучным. Конечно, цель школы не состоит только в развлечении. Однако следует понимать: ребята вряд ли усвоят информацию, если она их не заинтересует.  Особенности восприятия современных школьников выражаются в том, что у них по ряду причин сформировалось «короткое», «клиповое» мышление, им сложно подолгу задерживаться на больших однообразных текстах, сосредоточиваться. Поэтому мы позаботились о графическом оформлении материала, облегчающем понимание и запоминание: это врезки другим шрифтом, таблицы, перечни. Еще пригласили хорошего художника – Максим Борисов сделал к тексту забавные иллюстрации (мне особенно нравится мышь, неудачно взявшая кредит и попавшая в мышеловку). Нам было любопытно, как дети восприняли наши старания. Отучившиеся по учебнику ребята сказали, что картинки понравились, они их даже раскрасили!

Другой принцип — практичность, то есть учебник должен быть полезным в реальной жизни. В связи с этим в нем большое количество практических заданий. Скажем, есть тема издержек. В тексте рассказывается о видах издержек и способах их подсчета. Далее идет задача, небольшой учебный кейс: требуется элементарно рассчитать прибыль и издержки. Так школьники получают общее представление о проблеме и методах ее решения.

Пристальное внимание уделили российским реалиям. Я писала раздел о государственных финансах. Весь он основан на российских примерах — бюджет Российской Федерации, его доходы и расходы. Налоги, которые платят в нашей стране. Вопросы к разделу: какие налоги платит ваша семья? какие льготы имеют члены вашей семьи? и т.д.

— Учебник рассчитан на базовый уровень преподавания экономики. Что это значит в плане содержания?

— Задача преподавания экономики на базовом уровне — дать ученикам общее представление о науке экономике и об экономической жизни общества. Базовые знания рассчитаны и на тех, кто собирается поступать в экономические вузы, и на тех, кто экономистом никогда не станет. В нашем учебнике те же разделы, что и в пособиях профильного уровня: спрос и предложение, потребитель в рыночной экономике, государство, фирма, конкуренция, понятие денег, проблема инфляции и прочие. Я не сторонник того, чтобы исключать какие-то темы — целостного представления об экономике так не выстроить. Различие же между базовым и профильным уровнем – в степени сложности описания одних и тех же реалий.

Наш учебник рассказывает о методах, используемых экономистами при анализе тех или иных явлений. Мы даем и словесные определения, и формулы, и графики. Однако математический аппарат у нас самый простой, школьный. Учебники и пособия профильного уровня – более математизированы. Каждый раздел в них рассматривается глубже, подробнее.

Хороший пример учебника профильного уровня — учебник научного руководителя факультета экономики НИУ ВШЭ Владимира Автономова. Набор разделов тот же, что и у нас. Однако математика — уже как на первом курсе вуза, пусть не такого, как НИУ ВШЭ, но все же не школьная.

— С учетом базовых представлений, в расчете на которые создавался учебник, – в чем состоит самое главное, что обычный человек должен знать об экономике?

— Рыночная экономика постоянно ставит перед всеми ее «участниками» — государством, фирмой, индивидом – проблему выбора. Успех в условиях рыночной экономики зависит от того, насколько верный выбор совершает каждый. Наш авторский коллектив считает это главным, что следует вынести из школьного изучения экономики. Поэтому идею выбора мы сделали лейтмотивом пособия.

— Но ведь не все могут похвастаться знаниями по экономике, даже элементарными… Как быть со взрослыми, вообще не изучавшими этой науки, – и теми ребятами, у которых экономики в числе изучаемых в школе предметов нет?

— Мне кажется, необходим «экономический всеобуч» или «ликбез». Если бы его можно было организовать, я была бы «за», но пока это невозможно. Тем не менее я решила подготовить серию из восьми брошюр. Общее название серии –  «Популярные финансы». В ней приняли участие 34 автора, в том числе 15 фигур из бизнеса. Материал рассчитан и на школьников старших классов, занимающихся факультативно, и на тех взрослых, кто хотел бы разобраться в конкретных практических экономических вопросах.

Например, взять брошюру «Как вести семейный бюджет» – здесь мы рассказываем о том, как планировать доходы и расходы семьи, каковы могут быть дополнительные источники доходов. Это одна из самых популярных брошюр.

Другая – «Выбирая свой банк» – посвящена тому, как работает банковская система, какие бывают вклады, на что стоит обратить внимание при выборе банка.

«Зачем нужны страховые компании и страховые услуги?» – в этой брошюре речь идет о различных видах страхования — автостраховании, медицинском и т.д.

В данном случае мы тоже пригласили художника – того же, что работал с нами над оформлением учебника. В каждой брошюре – целый ряд картинок, своего рода комиксы.

Я очень надеюсь, что серия поможет всем желающим разобраться в том, как работает экономика, — ведь это ничуть не менее важно, чем знать, почему Земля вращается вокруг Солнца.

Беседовала Екатерина Рылько 

 

Литература:

Экономика. 10-11 класс. Под редакцией А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной.  М.: Интеллект-центр, 2005, 2007, 2010

Уроки экономики в 10-11 классах базового уровня. Методическое пособие для учителя к учебнику «Экономика. 10-11 класс. Под редакцией А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной.  М.: Интеллект-центр, 2008

Как вести семейный бюджет: учебное пособие. Под редакцией Н.Н. Думной. М.: Интеллект-центр, 2010

Выбирая свой банк: учебное пособие. Под редакцией Н.Н. Думной.  М.: Интеллект-центр, 2010

Зачем нужны страховые компании и страховые услуги? Учебное пособие. Под редакцией Н.Н. Думной. М.: Интеллект-центр, 2010