Эксоцман
на главную поиск contacts

Междисциплинарное обучение по-норвежски

30.07.2012
Молодые специалисты во всем мире сталкиваются с общей проблемой — вузы не дают им достаточной подготовки к практической деятельности. В частности студентов не учат работать в команде специалистов с разной профессиональной подготовкой. Норвежский университет науки и технологии в Тронхейме (Norwegian university of science and technology, NNTU – Trondheim) предлагает свое решение проблемы: курс «Обучение навыкам работы в команде» (Experts in teamwork, EiT).

Сегодняшний выпускник университета обычно слабо ориентируется в других областях знания, – так (справедливо) считают разработчики курса Experts in teamwork (EiT) университета ННТУ–Тронхейм.

Студенты своего потока и «свои» преподаватели – вот с кем общается будущий, например, инженер. Однако в реальной  жизни любому профессионалу приходится работать с людьми, у каждого из которых свое образование и свой опыт. Для выполнения почти любой задачи сейчас требуются люди с разным образованием. Проблемы хоть здравоохранения, хоть экологии не решаются в рамках одной сферы. Цель проекта EiT – научить своих участников работать в команде по-разному подготовленных специалистов. С 2011 года курс EiT является обязательным для всех учащихся магистратуры первого года ННТУ–Тронхейм. В 2011–12 учебном году обучение навыкам работы в коллективе прошло около 800 магистрантов.

 

  «Деревенская» жизнь

 Обучение магистрантов происходит в тематических группах — так называемых «деревнях» (villages). Всего деревень 69, приблизительно по 30 «жителей» в каждой.

Тематика  – от железнодорожного транспорта до организации общественного здравоохранения и от экологии до нефтедобычи. Большинство деревень говорит по-норвежски, но в некоторых учат на  английском (в 2012 году англоязычных деревень было 19).

Естественно, что одни  деревни более популярны, другие менее, поэтому заниматься в самой желаемой удается не всем: спрос превалирует над предложением. А «расселение» по деревням проходит так. В ноябре каждый студент предъявляет ответственным за курс свои пожелания: перечень из пяти приоритетных для него деревень в порядке убывания. В одну из них он обязательно попадет.

Жестких требований к учащимся — здесь могут учиться только геологи и геофизики и никаких экономистов – нет. На сайте курса можно узнать, кого в каждой деревне ждут в первую очередь. Некоторые изначально открыты всем — как «Зеленая реструктуризация мира» (Green Industrial Restructuring). Другие отдают предпочтение, скажем, медикам, биологам и химикам. Если очень хочется попасть именно туда, инженер или экономист может перечислить в своем списке пять деревень медицинской направленности — и будет заниматься в одной из них.

Каждая деревня обсуждает решение какой-нибудь практической проблемы. Так, деревня «Биология: как проложить дорогу в здоровое, счастливое и стабильное будущее» (Design of Biology: Paving the way to Happiness, Health and a Sustainable World) определяет, как  человек в современных условиях может вести оптимальный для его здоровья образ жизни... Участники изучают и питание, и мировой рынок сельскохозяйственной продукции, и системы здравоохранения разных стран. Работают в деревне биологи, врачи, математики.

«Жители» деревни делятся на группы  по пять человек. Каждая выполняет коллективный исследовательский проект в русле общей «деревенской» тематики. Его тему магистранты определяют сами — только согласовывают с руководителем деревни. Проект и есть результат учебы. Распределение обязанностей внутри группы, контроль исполнения – все на совести участников. Они же решают, как будут общаться между собой – по электронной почте, по скайпу или «лицом к лицу»; как часто будут встречаться; будет ли у группы координатор. В жизнь группы никто не вмешивается, однако оценка за изучение курса зависит от работы всей команды. Есть две формы отчетности — устная презентация проекта и письменный отчет: как шла работа, какие трудности возникали, как преодолевались, с какими потерями и приобретениями. Как презентация, так и отчет формируют половину оценки за курс. Навыки работы в команде вырабатываются за счет того, что вся отчетность и сама итоговая оценка — результат работы всего коллектива.

Есть и два варианта курса: обычный и интенсивный. Первый рассчитан на целый семестр. Выбравшие его обязаны являться на занятия раз в неделю и общаться с руководителем деревни и прочими ее «обитателями». Наверное, это проще, – интенсив предполагает ежедневное очное обучение. Два вида работы различаются: достаточно сказать, что интенсив охватывает лишь 15 «норвежских» и 5 «английских» деревень.

 

  Практическое значение

 В 2012 году EiT исполнилось 12 лет. Меняется мир, изменяется рынок труда — старые проекты закрываются, появляются новые. Так, в 2011–12 учебном году было особенно много экологических деревень. Все они были объявлены участниками  «Миссии в Рио» (Mission in Rio) – лучшая группа отвезла свой проект на июньскую конференцию ООН по изменению климата в Рио-де-Жанейро.

EiT — реальная возможность на людей посмотреть, себя показать – завязать контакты с бизнесменами, продемонстрировать свои способности и ресурсы. В апреле этого года 70 студенческих групп  представило свои проекты на саммите «Технопорт» в Тронхейме (Technoport Summit, Trondheim), где собираются представители бизнеса и науки.

Научная жизнь некоторых деревень определяется известными норвежскими компаниями. Один из давних партнеров EiT — нефтедобывающая компания «Статойл» (StatOil) Вместе с ней университет запланировал на 2013 год деревню «Норн» (Norne village). Инженеры, геологи и геофизики начнут изучать нефтегазовое месторождение «Норн» – это на континентальном шельфе Норвегии. Работать они будут на принадлежащих «Статойл» танкере и нефтедобывающих вышках в Северном море.

Хотя курс EiT должен решать проблему, общую для многих стран, пока ННТУ–Тронхейм — пионер обучения навыкам работы в команде.  EiT остается едва ли не единственным междисциплинарным проектом такого рода в Европе и США.

Рассказывает руководитель курса Бьёрн Сортленд:

— Господи Сортленд, каков главный фактор успеха внедрения такого вот начинания?

— Успех здесь зависит от нескольких факторов. Прежде всего, нужно, чтобы весь университет понимал необходимость появления подобного курса. Необходима сильная его поддержка с самого верха. Кроме того нужна команда преподавателей, готовых долго работать над его подготовкой.

Основной фактор успеха или неудачи любой программы, ориентированной на развитие навыков работы в команде, – преподавательский состав. Когда встает вопрос о появлении междисциплинарного курса, сразу же маячит другой вопрос: в какой мере обучение должно быть сфокусировано на каждой из конкретных дисциплин, а в какой — на выработке командных навыков. Что мы должны оценивать в первую очередь? Для преподавателя этот вопрос не может не быть болезненным.

Если в университете есть стремление разработать подобный курс, мы  готовы помочь, провести серию семинаров для преподавателей, объяснить, почему это нужно.

Еще мы подготовили книгу, посвященную EiT и методам междисциплинарного обучения. Осенью ее переведут на английский, и я надеюсь, это поможет коллегам. Но успех будет зависеть от того, удастся ли преподавателям договориться, и от поддержки руководства университета.

— А насколько важны при этом внешние партнеры?

— Я считаю, успех деревни в не меньшей степени зависит от ее университетского руководителя и от того, что за студенты там собрались. Тем не менее наличие внешнего партнера обычно лучше мотивирует магистрантов и делает деревню более популярной.

— Большинство деревень EiT обсуждает темы, связанные с точными или естественными науками. Как вы считаете, если такой курс внедрять в вузе гуманитарной направленности, создаст ли это какие-то дополнительные сложности?

— Курс, подобный EiT, может появиться в любом университете, независимо от других программ или направлений обучения. Абсолютное большинство деревень посвящено у нас тематике точных и естественных наук, но есть и рассчитанные в основном на магистрантов, изучающих общественные и гуманитарные дисциплины. Никакой специфики здесь нет. Весь вопрос – в желании университета внедрять у себя что-то подобное.

Екатерина Рылько