Эксоцман
на главную поиск contacts

Обоюдная польза: вчерашний абитуриент – сегодняшнему

23.08.2012
Ежегодно с мая по август абитуриенты охвачены единым порывом. Многим нужна помощь – в чем их права, возможности и обязанности? Три года назад на юридическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета был создан Центр защиты прав абитуриента.
 Сколько фотографий надо прилагать к документам при поступлении в вуз? Какие льготы у инвалидов и военнослужащих при поступлении? Вопросы, вопросы, вопросы…

В СПбГУ существует юридическая клиника, где в течение учебного года студенты дают бесплатные юридические консультации социально незащищенным слоям населения, но на лето она закрывается, а как раз летом требуется помощь абитуриентам. В результате на их вопросы приходилось отвечать членам приемной комиссии, но на детальное изучение конкретных проблем времени не оставалось. И тогда ректор СПбГУ Николай Кропачев, в прошлом – декан юридического факультета, предложил открыть специальный центр, где студенты под руководством преподавателей давали бы юридические консультации абитуриентам. Весной 2010 года было принято решение о его создании, и в июне началась работа.

 

 Взгляд изнутри

 Ежегодно выходит распоряжение ректора об организации работы Центра на базе юридического факультета, назначается руководитель – из числа преподавателей. Формируется состав.

Отбор студентов проводится на конкурсной основе: желающие подают заявки, указывая имя, курс, группу, контактную информацию. Чтобы стать сотрудником Центра, нужно успешно окончить третий курс бакалавриата либо первый курс магистратуры – учитывается место в рейтинге (по окончании сессии суммируются результаты экзаменов, учитывается каждая сессия, и если студент экзамен или зачет «завалил», то из рейтинга баллы вычитаются).

Как правило, состав Центра – 25-30 студентов старших курсов и 5-7 преподавателей, курирующих их. Команда работает посменно. В смене обычно 5-6 студентов, а в «пиковые» моменты – конец приема документов в бакалавриат – 7 студентов и 2 преподавателя.

Вопросы абитуриентов поступают в электронном виде: специальная форма размещена для этого на главном сайте университета, сайтах факультетов и сайте "Фонтанка.ру". Между студентами вопросы распределяются произвольно, но при желании можно выбрать понравившиеся. Преподаватели следят на этой стадии только за тем, чтобы не оказалось пропущенных вопросов.

Далее каждый студент готовит письменный ответ, в случае необходимости – обсуждает его с преподавателем, затем отправляет ему на проверку. Преподаватель проверяет – и если с ответом согласен, то направляет его абитуриенту, если не согласен – с комментариями возвращает студенту на доработку. Сложные, проблемные вопросы отправляются на третий уровень обработки, где ответы обсуждаются между преподавателями.

Срок ответа на вопросы – три дня, но если вопрос требует срочного ответа, что всегда ясно из контекста, Центр старается дать его как можно скорее.

 

  Работа с реальными проблемами

 На сайте Центра размещены нормативно-правовые акты, которые могут быть полезны абитуриентам. Есть и ответы на типичные вопросы поступающих – краткие и подробные.

А вот конкретные случаи. За консультацией в Центр обратилась девушка, чей муж собирался поступать в киновидеотехнический колледж на заочное отделение. В приемной комиссии потребовали медицинскую справку по форме № 086-У и наотрез отказались принимать документы при её отсутствии. Правомерен ли был отказ?

Специалистами Центра был дан ответ со ссылками на нормы законодательства, регламентирующие список документов, необходимых для подачи в образовательные учреждения. Требование такой справки неправомерно – как для очной, так и для заочной формы обучения. Согласно Порядку приема в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования, поступающий предъявляет оригинал или ксерокопию (на свое усмотрение) документа об образовании и документ, удостоверяющий личность. Также в Правилах приема граждан в Санкт-Петербургский киновидеотехнический колледж было отмечено, что к заявлению о приеме могут прилагаться документы, предоставление которых отвечает интересам самих абитуриентов (для очной формы обучения). Таким образом, предоставление справки оставалось на усмотрение поступающего (для очной формы обучения) и требовать в обязательном порядке ее нельзя. Для заочной формы обучения о предоставлении такой справки ничего не сказано, значит предоставлять ее необязательно.

О другом интересном случае рассказала руководитель Центра Диана Муштакова. Абитуриентка поступила в Санкт-Петербургский государственный университет им. академика И.П. Павлова в первой волне, но узнав, что она проходит по конкурсу и в СПбГУ, решила забрать оригиналы документов для представления их сюда. В приемной комиссии первого вуза девушка получила отказ, мотивированный наличием приказа о зачислении. Тогда она попросила о личной встрече с ректором, в которой ей также было отказано. После того, как работники Центра приняли участие в этой истории, оригиналы были возвращены. Более того: по данному факту состоялось обращение в прокуратуру.

 

  В чем польза студентам?

 На первый взгляд может показаться, что работа в Центре ничем не отличается от ежегодной практики, когда студент самостоятельно или по направлению в течение нескольких недель принимает участие в деятельности конкретной организации. Но все-таки засчитывать время работы в Центре в качестве практики студентам не обещают – есть риск, что многие захотят там работать не «за интерес», а «для галочки». Есть и другие важные моменты.

Практика на предприятии зачастую не предполагает, что молодого специалиста допускают к реальным задачам – дело ограничивается черновой работой, архивацией документов, составлением различных таблиц и списков на компьютере, в лучшем случае – наблюдением за действующими специалистами. И получить работу по итогам такой практики удается далеко не каждому.

А в Центре студенты решают реальные юридические задачи – учатся понимать поставленные вопросы, работать с законодательством, излагать свои мысли. Не каждый человек имеет способность задать вопрос юридически верно, и студенту необходимо точно понять, в чем заключается проблема, найти именно те нормативно-правовые акты и регламенты, которые регулируют правоотношения, интересующие абитуриента. Спектр вопросов варьируется от формальных до сложнейших, а ответить надо в установленный срок. В то же время юридическую сторону ситуации со всеми необходимыми ссылками нужно выразить с одной стороны – ёмко, а с другой – кратко. Кроме того, студент работает не с одним вопросом, а с несколькими – как работник реального офиса, он чувствует свою ответственность, сознает значимость собственной деятельности и самое главное – видит ее результат.

«Студенты остаются довольны, потому как они зачастую впервые сталкиваются с настоящими жизненными правовыми проблемами, причем, поскольку они совсем недавно ещё сами были абитуриентами, многое для них очень близко. Студенты начинают понимать, что в законодательстве много пробелов, и часто простого открытия нужного закона недостаточно, чтобы разобраться в проблеме, узнают, что такое системное толкование законодательства, учатся читать закон. У них появляются идеи курсовых работ», – говорит руководитель Центра Диана Муштакова.

По итогам работы преподаватели, курировавшие студентов в Центре, не откажут им в рекомендациях, а учитывая, что работодателями принимается во внимание опыт работы – рекомендательное письмо будет несомненным плюсом.

Наталья Мильчакова