Эксоцман
на главную поиск contacts

Профессия - предприниматель

Сергей Кучер, технический директор, основатель компании «АльпВершина»
11.09.2012
Я бы выделил две типичные ошибки предпринимателя: промедление и перфекционизм. Можно делать визитки, нанимать работников, закупать для них форму, хотя еще непонятно, нужна предлагаемая услуга на рынке или нет. Иногда кажется, что именно твоя идея оригинальная, что именно твоя продукция - самая лучшая, но в итоге она оказывается никому не нужной. Так что не следует медлить и не следует быть слишком уверенным в идее. Мера всего в бизнесе – это рынок, ключ ко всему - потребности покупателя.

– Сергей, что подвигло вас на создание собственной компании?

– Я увлекался горным туризмом и стал работать в сфере промышленного альпинизма: занимался отделкой зданий на высоте с помощью альпинистского снаряжения. Работа нравилась, поскольку я видел результат: здание менялось на глазах, заказчики были довольны. Но со временем я стал замечать, что в фирмах, бригадах, где я работал, есть что улучшить в плане организации: можно оптимизировать процессы, уделять больше внимания безопасности, качеству материалов. И постепенно я понял, что единственный способ работать более качественно и эффективно - открыть своё дело. Так появилась компания «АльпВершина», которая специализируется на высотных работах и промышленном альпинизме.

– А деньги? Ведь это тоже цель открытия бизнеса.

– Конечно, заработок на тот момент тоже был целью, но не первостепенной, поскольку в первые годы развития такого бизнеса не стоит говорить о финансовом благополучии – наоборот, только вкладываются силы и средства. Мне хотелось приносить какую-то пользу обществу и одновременно видеть результат своей работы, поэтому для меня создание компании стало, в первую очередь, способом самореализации.

Многие люди, открывая компанию, стремятся к независимости – считают, что у них будет много свободного времени и возможность заниматься тем, чем хочется и когда хочется. Это ошибочно. Особенно вначале приходится работать неделями без перерыва, двигая свое дело вперед, и это нормально. Но это уже не работа - это образ жизни.

– Процесс регистрации фирмы – это, наверное, много бумажной волокиты…

– Да, много времени уходит на понимание, как оформить документы. Можно простоять несколько часов в очереди, а через месяц получить отказ в регистрации без указания причины и начать все заново. Время – один из ключевых факторов в бизнесе, но бюрократическая система делает все, чтобы его отнять. Наверное, это остаток социалистического прошлого.

– Для создания компании нужен еще и немалый начальный капитал…

– Нет, это ошибочная точка зрения. В малом бизнесе стартовым капиталом может быть стоимость перфоратора для ведения работ. Главное – начать реализовывать идею, а капитал будет приходить вместе с процентом от продаж, и он понадобится на увеличение оборотов производства, расширение сети продаж.

В бизнесе все зависит от качества предлагаемой услуги и умения ее продавать. Услугой может быть что угодно вплоть до помывки окон, но пока не начались продажи – бизнес мертв. Только после первых продаж можно понять, каковы плюсы и минусы твоего продукта.

У меня получилось так, что мы зарабатывали первые деньги на объектах и вкладывали их в развитие: покупали оборудование, делали буклеты, визитки и проч., оставляя себе только немного денег на жизнь. И это даже хорошо: когда денег мало, проще уберечься от ошибок. Через год после создания фирмы мы брали кредиты на покупку оборудования, но под очень высокий процент. Регистрировались в программе на получение субсидий для малого бизнеса Москвы, но ничего не получилось - все этапы настолько бюрократизированы, что бессмысленно тратить на это время, проще обратиться в банк.

– Вы зарегистрировали предприятие, что дальше?

– Следующий этап – набор рабочих. Нужно понять, какие требуются сотрудники – какими знаниями, личностными качествами, каким характером они должны обладать. После этого можно давать объявления о найме или искать людей через специальные сайты. Испытательный срок – как минимум два месяца: за это время человек включается в процесс, проявляет себя, и если условия работы подходят и ему, и работодателю, он остается в компании.

– Деятельность руководителя сопряжена с необходимостью разбираться во всех областях. Как с этим справиться?

– Сначала я самостоятельно разбирался во всем, в том числе в бухгалтерии, рекламе, продвижении услуг, и это был метод проб и ошибок. Собирал информацию по всем направлениям, находил знакомых бухгалтеров, юристов, советовался. Было много смешных ситуаций, когда я не мог отличить счёт от счёта-фактуры, и на закрытии проекта заказчик сам говорил, какие документы нужны.

Первый человек, который должен прийти в компанию после директора, - бухгалтер. С появлением бухгалтера создаётся система ведения документации: счетов, платежных поручений, актов и проч. Чем раньше создается система, тем эффективнее она будет работать.

Следующий человек - менеджер, отвечающий за оптимизацию различных рабочих процессов: от курирования объектов до закупки материалов и оборудования.

Можно нанимать фрилансеров на разовые работы - например, дизайнеров и сметчиков, и это позволяет сэкономить деньги.

– Как изменилась численность вашей компании с момента её создания?

– Мы существуем пятый год. Сначала нас было трое, а сейчас в штате 7 сотрудников – менеджеры, бухгалтер, секретарь – и 15 фрилансеров, которые постоянно работают в нашей компании на объектах, но являются индивидуальными предпринимателями. С ними заключается договор субподряда, они получают деньги за выполненную работу, но налоги платят самостоятельно.

– О чем в первую очередь должен думать руководитель компании?

– Во-первых, о том, кто будет покупать наши услуги – ведь от заказчиков поступают деньги, которые пойдут на развитие бизнеса.

Во-вторых, об организации работы компании. Вначале я думал больше о финансовых и юридических вопросах, а сейчас думаю о том, с кем можно строить серьезный бизнес, чтоб он развивался и приносил не только прибыль, но и радость. По семейным обстоятельствам значительную часть времени я провожу в США, но курирую деятельность в России и одновременно стараюсь наладить работу по ту сторону океана, думаю, кого брать в партнеры. Если находится человек, которому близки твои идеи, или наоборот - его идеи близки тебе, то всё становится гораздо проще.

В-третьих, это ведение документации. Будут ли к тебе обращаться заказчики, зависит не только от того, как ты обеспечишь сервис или безопасность, но и от организации бумажной волокиты.

– Возникают ли противоречия, споры внутри компании, с партнерами?

– Например, мы с коллегами спорили, как нужно отвечать по телефону клиентам. Иногда казалось, что другой человек отвечает неграмотно, неправильно – начинаешь доказывать, как это нужно делать. Но это правильный путь – возникает открытая дискуссия, и в конце концов достигается соглашение.

Другое дело, если ты видишь, что сотрудник не может выполнять какие-то функции – тогда либо отправляешь его на обучение, либо сам проводишь тренинг, либо просто не даешь ему задания, с которыми он не справляется. Я исхожу из того, что необходимо давать возможность работнику найти в компании свое место, где он будет чувствовать себя комфортно. Но если он и после этого остается неэффективным или мешает развиваться, то нужно расставаться. Зачем развивать конфликты? Проще их останавливать, потому что главная задача - продвижение бизнеса.

– Увольняли ли вы сотрудников?

– С некоторыми сотрудниками мы просто расходились, в их числе были люди, с которыми я начинал бизнес. Если человек неэффективен с точки зрения компании, мы это обсуждаем открыто и пытаемся решить проблему. К примеру, если менеджер обещал подготовить коммерческое предложение к 7 утра, а пришел на работу только в 10 и ничего не сделал, он не осознает свою значимость, не понимает, какая на нем лежит ответственность.

Организации - как корабль: есть капитан и команда, каждый член которой выполняет свою работу, чтобы корабль плыл.

– Можно ли работать с друзьями? Как влияет расхождение мнений в бизнесе на личные отношения между партнерами?

– Я не согласен с теми, кто считает, что нельзя связывать себя финансовыми отношениями с друзьями и брать их в партнёры. Бывает, что человек, который был твоим другом год назад, сейчас таковым не является, это может произойти вне зависимости от того, работаете вы вместе или нет. Если это произошло из-за бизнеса – значит, так сложилось.

Люди должны понимать цель своей работы, тогда в компании будет стержень, укрепленный не только рабочими отношениями, но и дружбой, и командным духом.

– Как вы определяете, сколько заказчик должен заплатить за ваши услуги? Можно ли демпинговать, чтобы заказов было больше?

– Компании, которые только что открылись, стремятся снизить цену, чтобы получить заказ. Это правильно, но цена не должна быть намного ниже, потому что люди будут сомневаться в качестве услуг. Если цена будет слишком низкой, то заказчики будут, как правило, ещё и торговаться. Я считаю, снижение цен - не самый эффективный способ ведения дел, потому что через год или два такая компания не выдержит затрат, прибыли не будет, и бизнес прогорит. Поэтому в нашей компании, определяя цену той или иной услуги, мы исходим из ее средней цены на рынке. Возможно, надо выставлять даже цену повыше, потому что люди готовы платить немного больше, но зато работа будет выполнена эффективно, безопасно, аккуратно.

– А как нужно распределять прибыль?

– Бывает, что после получение первой прибыли её начинают делить вместо того, чтобы вкладывать в дальнейшую работу. Но тогда есть риск прогореть. Два первых года работы компании в нашей сфере – это, как правило, отсутствие чистого дохода, есть только зарплата, которая позволяет содержать семью, а все остальные деньги уходят на покупку оборудования, наем сотрудников, приобретение автотранспорта для фирмы.

Мы в компании договариваемся, что при выработке определенной суммы в месяц каждый из нас получает зарплату. Если выработка больше, чем мы предполагали, добавляются бонусы.

– Не все компании выживают на рынке. По каким причинам бизнес может прогореть?

– Многие люди не проверяют на прочность свою идею. Даже если бизнес-план идеальный, а идея новая, её всё равно нужно опробовать, потому что после открытия фирмы продукция или услуга может просто не продаваться. В этом случае нужно менять стратегию или искать новое направление деятельности.

Я бы выделил две типичные ошибки предпринимателя: промедление и перфекционизм. Можно делать визитки, нанимать работников, закупать для них форму, хотя еще непонятно, нужна предлагаемая услуга на рынке или нет. Иногда кажется, что именно твоя идея оригинальная, что именно твоя продукция - самая лучшая, но в итоге она оказывается никому не нужной. Так что не следует медлить и не следует быть слишком уверенным в идее. Мера всего в бизнесе – это рынок, ключ ко всему - потребности покупателя.

– Что бы вы могли пожелать тем, кто только ступает на путь предпринимательства?

– В первую очередь, нужно понимать цель создания компании. Если она ясна, то нужно начинать без промедления, сразу начинать продавать, а затем постепенно доводить до совершенства качество работы.

Только после первых продаж начинать делать сайт компании, рекламные буклеты, арендовать офис, покупать наклейки на машины и проч. Обязателен бизнес-план (образцы можно найти в Интернете), потому что это план ваших дальнейших действий, не просто мысли, а материализация идей, видение своего бизнеса: что будет производиться, какими будут сотрудники, кто будет заказчиком. Необходимо детализировать и прорабатывать все моменты.

– Сергей, вы сказали, что вы пришли в сферу промышленного альпинизма благодаря вашему увлечению – горному туризму. Но ведь у вас есть диплом об окончании вуза. Кто вы по образованию? Помогает ли в бизнесе то, чему вас учили?

– По образованию я социолог.

Образование, конечно же, помогает – например, в планировании изменений ценовой политики, в составлении отчетов, вообще в работе с документами. Не скажу, что социологическое образование идеально для будущего предпринимателя, но в университете я получил навыки работы с информацией, систематизации данных, я могу профессионально наблюдать за изменениями на потребительском рынке, анализировать ситуацию.

Высшее образование – это лишь базовые знания, а дальше нужно постоянно совершенствоваться в течение всей жизни. Неважно, какая у тебя профессия, важно знать, что ты делаешь и для чего.

Беседовала Наталья Мильчакова