Эксоцман
на главную поиск contacts

Университетское управление для профессионалов

Алексей Клюев, главный редактор журнала «Университетское управление: практика и анализ»
8.10.2012
Одна из наиболее интересных публикаций в последних номерах журнала — серия статей специалистов из Сибирского федерального университета. Они провели масштабный опрос экспертов и на основании его результатов подготовили форсайт-исследование будущего высшей школы России вплоть до 2030 года.

– Алексей Константинович, как появился ваш журнал?

– Идея создания журнала возникла в середине 1990-х, когда я работал советником ректора Уральского государственного университета (УрГУ) по вопросам экономики и управления. Во время одной из стажировок в Бельгии, в Гентском университете, я обнаружил, что в Европе издается большое количество журналов, посвященных управлению в высшем образовании. В России же их просто не было. Когда я вернулся, решил создать у нас нечто подобное. Так в 1997 году появился журнал «Университетское управление: практика и анализ». Изначально целью издания было обобщение практик управления вузами в Свердловской области. Потом постепенно рос список авторов, расширялась аудитория и, соответственно, менялась концепция журнала.

Сейчас основная цель нашего издания - поддержка развития современных систем управления университетами в России на основе исследований и обобщения реальной практики. Для нас важны практические кейсы, опыт и наработки. Это приоритетные материалы, которые мы публикуем с особым удовольствием.

Кроме того, нас интересуют материалы, посвященные теоретическим вопросам управления университетами. Это специфическая область знаний, которую российские исследователи начали осваивать совсем недавно. Кстати, недавно два года назад по инициативе проректора НИУ ВШЭ Марии Юдкевич и научного руководителя Института развития образования НИУ ВШЭ Исака Фрумина была создана Российская ассоциация исследователей высшего образования, которая призвана поддерживать исследование этой области.

– Как часто выходит ваш журнал? Кого вы считаете своей целевой аудиторией?

– Журнал выходит 6 раз в год, тираж 500-600 экземпляров. Его основная аудитория – вузовские управленцы: ректора, проректора, директора институтов, деканы, работники административных служб. Среди рубрик нашего журнала - проблемы стратегического менеджмента, вопросы финансового управления; маркетинг в высшем образовании; проблемы управления персоналом, проблемы управления качеством; внедрение информационных технологий в управленческую деятельность университета; взаимодействие с партнерами и работодателями; вуз и регион... Рубрики совпадают с ключевыми направлениями деятельности университета.

Одна из наиболее интересных публикаций последних лет — серия статей специалистов из Сибирского федерального университета, вышедшая в последних номерах нашего журнала. Они провели масштабный опрос экспертов и на основании его результатов подготовили форсайт-исследование будущего высшей школы России вплоть до 2030 года. В нем определены базовые тенденции и факторы, задающие возможности и ограничения развития высшей школы в России, новые варианты миссии и функций высшей школы в обществе. Эксперты выделили группы перспективных технологий, которые будут использоваться для модернизации образовательной, исследовательской и инновационной деятельности. Это одно из, к сожалению, немногих фундаментальных и масштабных исследований высшего образования в нашей стране. Результаты небесспорные, но интересные.

– Студентам и аспирантам журнал может быть чем-то полезен?

– Конечно. Размещенный в Интернете архив журнала представляет собой огромную подборку материалов, связанных со всеми вопросами управления высшим образованием как теоретического, так и практического характера. Студенты и аспиранты, чьи научные интересы связаны с образовательной тематикой, найдут здесь сведения для подготовки исследовательских работ, смогут познакомиться с наиболее актуальными разработками, понять, в каком направлении сейчас развивается управление высшим образованием.

– В чем специфика вашего журнала по сравнению с другими подобными изданиями?

– «Университетское управление...» - журнал узкоспециализированный. Мы занимаемся только вопросами управления в высшем образовании, и сейчас наше издание — единственное в России с такой направленностью. Большинство отечественных изданий, посвященных образовательной проблематике, даже те, которые специализируются на высшем образовании, освещают, как правило, более широкий круг тем.

Как научный журнал он не только входит в список ВАК, но и занимал первое место в 2010 году в рейтинге Science Index по тематике «Организация и управление». Неплохие рейтинги у журнала и по итогам 2011 года.

– Имеет ли для журнала значение то, что первоначально он был учрежден на базе Уральского государственного университета?

– Это было очень важно для журнала на определенном этапе его развития. В настоящее время «Университетское управление...» - независимое издание. Уральский федеральный университет сейчас является одним из учредителей нашего издания наряду с еще десятью вузами, в числе которых Томский, Нижегородский, Тюменский госуниверситеты, Южный федеральный университет и ряд других.

– Какие темы вы считаете наиболее актуальными для российского высшего образования и хотели бы осветить их в ближайшем будущем?

– Существует целый ряд актуальных проблем управления вузами в России, пока освещенных крайне слабо. У нас есть некоторые статьи, где такие проблемы ставятся, но глубоких исследований пока не проводят. Однако я постоянно общаюсь с коллегами и надеюсь, в ближайшем будущем они все же появятся. Обозначу эти темы вкратце.

Во-первых, это проблема обновления управленческих элит в высшей школе. Механизм выборов (как, впрочем, и назначаемость) трудно признать верхом совершенства управленческих практик в этой области. Институт президентов вузов практически не исследуется, хотя, на мой взгляд, сейчас он работает неэффективно. За рубежом президент — это обычно человек извне, тогда как у нас президентом вуза обычно становится бывший ректор. Мне кажется, что нужны серьезные исследования в этой сфере.

Во-вторых, это проблема квази-собственности и квази-собственников в вузах. Мне представляется, что в российской высшей школе сложные, зачастую многосторонние отношения в области интеллектуальной собственности, внутреннее предпринимательство и порожденные им отношения собственности практически никак не изучены и, соответственно, не имеют обоснованных управленческих решений.

Наконец, крайне важной как в теоретическом, так и в прикладном плане является проблематика слияний университетов. Тем более что это организационное решение заявляется в качестве ключевого в реструктуризации высшей школы. При этом практически отсутствуют серьезные исследования в этой области, анализ как зарубежного, так и отечественного (кстати, уже немалого) опыта в этой области.

Беседовала Екатерина Рылько