Эксоцман
на главную поиск contacts

Профессия - аудитор

Анастасия Москаленко, сотрудник международной аудиторской компании
9.10.2012
Аудитор не имеет права допускать ошибок. Он должен знать предмет своей работы, правила составления финансовой отчетности лучше, чем клиент, потому что это ведь аудитор оказывает услуги клиенту, а не наоборот, он всегда должен быть на голову «выше» клиента и стремиться развивать свои знания. Он должен всегда думать немного скептически, рассуждать: где могут быть потенциальные риски и ошибки?

– Анастасия, чем занимается аудитор?

– Если кратко – надзором над финансовой отчетностью компании. Это бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств и отчет о движении капитала. Основная цель аудитора – подтвердить правильность составления этих финансовых документов, чтобы все, кто ими заинтересуется – акционеры, поставщики, инвесторы, – решали для себя, стоит ли им иметь дело с данной фирмой.

– А если в документах ошибки?

– Это бывает довольно часто – все мы люди. Но есть такое понятие в аудите, как порог ошибки, такого рода погрешности допустимы в отчетности. Если обнаруживается, что порог превышен, аудитор предлагает клиенту самостоятельно внести поправки в отчетность, исправить неверные данные. Как правило, клиент соглашается. В противном случае мы в аудиторском заключении отражаем факт наличия ошибок.

– Будет ли обязан аудитор передать куда-то сведения о существенных ошибках?

– Нет, любые сведения, касающиеся компании, мы никуда не передаем. Так, если будут выявлены существенные неточности или ошибки, мы сможем помочь внести исправления, но карающих мер принимать не будем: вся работа конфиденциальна, информация остается только у аудитора и у клиента.

– Одинаковое ли количество времени затрачивает аудитор в различных компаниях?

– Продолжительность проверок разная – минимум это неделя, максимум около четырех месяцев, в зависимости от того, годовой аудит или промежуточный – за полгода, за девять месяцев.

Насколько крупная данная организация, каков объём ее операций, одно это юридическое лицо или холдинг – вот факторы, определяющие продолжительность работы с финансовой отчетностью компании.

Другая группа факторов – какие стандарты берутся для аудита: российские или международные. Все крупные компании, как правило, представлены не только на рынке России, но и на международных рынках, поэтому им нужна отчетность, составленная в соответствии не только с российскими стандартами, но и с международным стандартом финансовой отчетности (МСФО). Пока что между ними есть различия, поэтому клиент может заказать и российский аудит, и международный. В случае «двойного» аудита, времени, конечно, уйдет больше.

– Зафиксирована ли в законодательстве норма, обязывающая компании проводить аудит раз в год? Можно ли говорить о компаниях-«нарушителях»?

– Фирма может проводить аудит в зависимости от своих потребностей, но не реже, чем раз в год. По собственной инициативе организации проводят проверку для того, чтобы удостовериться: по «рисковым» статьям их отчетность ведётся верно – соответственно, в конце года им будет проще разобраться с итогами.

Крупные компании, банки и другие финансовые институты публикуют ежегодную отчетность. А вот крупнейшие российские компании, которые котируются на международных биржах – лондонской или нью-йоркской, – обязаны проводить аудит ежеквартально, но это не наше требование, а условие той страны, на бирже которой котируется компания. В этом случае аудит проводится по МФСО.

Если компания не проводит аудит согласно законодательству, это влечет за собой штраф, налоговая инспекция может не принять отчетность без аудиторского заключения, а это может вылиться в массу неприятностей для предприятия: например, подобное чревато недоверием инвесторов и поставщиков – вплоть до отказа работать с такими фирмами.

– На некоторых предприятиях аудитор – штатная единица. Зачем компании привлекать «чужого»?

– У них совсем разные функции: внешний аудитор подтверждает правильность бухгалтерской отчетности, а внутренний аудитор занимается тем, что проверяет, как на предприятии работают так называемые «контроли». Это, как правило, финансовые процедуры, но не только – могут быть и текущие процессы. Допустим: политика компании такова, что договоры с поставщиками необходимо заключать на тендерной основе, что должно быть не менее четырёх участников тендера, чтобы не было подкупа, «откатов» и прочих нарушений. Компания декларирует честное ведение дел при выборе поставщиков, когда никто не проталкивает «своих» в ущерб интересам акционеров… Вот за этим и должен следить внутренний аудитор.

Есть так называемое разделение обязанностей, когда одну и ту же операцию – оплату счёта, к примеру, должны подтвердить несколько человек: главный бухгалтер, финансовый директор или финансовый контролер. Внутренний аудитор должен это отслеживать во избежание мошенничества.

Внешние же аудиторы при проверке смотрят, как работают «контроли», им нужно убедиться, что на работу внутреннего аудитора можно положиться.

– Аудиту, как правило, подвергается огромное количество документов, их действительно изучают все и в полном объеме? Работа – ручная, или процесс компьютеризирован?

– Документов не всегда много. Аудиторские процедуры построены на выборке из общей совокупности, и в соответствии с этой выборкой мы выделяем только необходимые документы. Но не вся работа бумажная: часто клиент предоставляет электронную версию, или мы получаем доступ к бухгалтерской системе компании. Периодически при аудиторской проверке нужно проводить математические расчеты – что-то пересчитать или сделать правку.

– Случалось ли, что клиенты отказывались исправлять документы и поступали нечестно?

– В моей практике этого не случалось, и я думаю, в крупных компаниях такого не бывает. Обычно российские фирмы, с которыми работают известные аудиторы, могут не всегда вовремя предоставлять данные или отказаться от предоставления каких-то документов, но тем не менее это вопрос решаемый: существуют альтернативные пути проверки; вероятно, какую-то позицию можно подтвердить другими документами или произвести проверочный расчёт.

– А с конфликтными ситуациями приходилось сталкиваться?

– Достаточно часто бывает, что клиент из-за какой-то своей срочной работы избегает взаимодействия с аудитором. Хотя на каждом предприятии есть человек, который ответственен за аудиторскую проверку, и он должен общаться с аудиторами – все вопросы решаются через него, а с нашей стороны – через руководителя аудиторской проверки. Иногда случается, что не слишком опытный аудитор может задать непонятный клиенту вопрос, и тот может раздраженно на это отреагировать. Здесь важен правильный подход, но по сути, если конфликты возникают, решаются они на более высоком уровне: руководителя аудиторской проверки и представителя клиента.

– Как строится рабочий день аудитора?

– Как правило, сотрудники в аудиторских компаниях распределены таким образом, что аудит на одном предприятии плавно перетекает в аудит на другом – заканчивая один проект, сразу начинаешь другой.

Рабочий день аудитора довольно плотный. Зачастую аудиторы находятся на территории клиента. Работаем командой специалистов, размер которой варьируется в зависимости от того, «насколько крупный клиент». Происходит распределение обязанностей, каждый аудитор отвечает за определенную часть работы и часто контактирует с клиентом – запрашивает, чего не хватает, идет пошагово по всем необходимым процедурам.

– К чему нужно быть готовым в вашей работе?

– К ее сложности: нужно быть очень ответственным и очень внимательным. Нужно вникать в то, что ты делаешь. Аудитор не имеет права допускать ошибок. Он должен знать предмет своей работы, правила составления финансовой отчетности лучше, чем клиент, потому что это ведь аудитор оказывает услуги клиенту, а не наоборот, он всегда должен быть на голову «выше» клиента и стремиться развивать свои знания. Он должен всегда думать немного скептически, рассуждать: где могут быть потенциальные ошибки и риски? Но это не означает, что не надо компании доверять: нужно просто правильно оценивать данные. Важны также стрессоустойчивость, коммуникабельность. И нужно быть готовым к переработкам.

– Если говорить о компании, в которой работаете вы, чем она занимается?

– Она предоставляет широкий спектр услуг: аудиторские проверки, консультационные услуги для организаций из различных секторов и многое другое.

Консультационные услуги подразумевают различные направления – например, налоговые консультации. Если у компании назрел какой-то сложный вопрос в сфере налогообложения, она может обратиться за консультацией к налоговому отделу. Или когда одна компания решит приобрести другую – наша фирма может оказать помощь в проведении сделки, но это другой вид консультационных услуг. Организация может внедрить какой-то проект, открыть у себя новое подразделение – наша компания также подскажет, как это правильно сделать.

– Как вы попали на эту стезю? Сразу начали работать аудитором?

– Я училась в Российской экономической академии им. Плеханова – сейчас это университет – на факультете товароведения и торговли. Экономика – сфера очень широкая, позволяющая работать в различных направлениях: экономистом на предприятии, бухгалтером, аудитором… В вузе мне изначально понравился бухучет, у меня это хорошо получалось – я решила попробовать себя в деле, начала работать бухгалтером.

Работа бухгалтера весьма вариативна: если предприятие большое, то большой объем операций, за каждой закреплен отдельный бухгалтер – по расчету с поставщиками, по расчету с покупателями, по расчету зарплаты, бухгалтер по основным средствам, и если у компании много авансовых отчетов, бывает бухгалтер по авансовым отчетам. Главный бухгалтер и его заместитель обычно отвечают за налоги, за их правильное начисление, за бухгалтерский баланс и другие отчеты, за то, чтобы в целом предприятие правильно отражало все операции (в конце года это подтверждается правильным корректным балансом и другими отчетами).

Со временем бухгалтерия становится для тебя несколько рутинной, особенно если ты долго выполняешь одни и те же операции. Хороший бухгалтер должен пройти все участки бухгалтерского учета и понимать, как формируется бухгалтерский баланс, хорошо знать положения бухгалтерского учета и требования российских и международных стандартов, чтобы в соответствии с теми или с другими правильно сформировать бухгалтерский учет.

В целом стаж моей работы составляет примерно 5 лет. Бухгалтером работать наскучило, и я перешла в аудит.

– Ваши вузовские представления об экономических профессиях сейчас изменились?

– В вузе студент может усвоить только теоретическую сторону вопроса. Так же было и у нас – с проведением аудита и бухгалтерского учета я познакомилась, только начав работать. Другое дело, что для работы бухгалтером или аудитором необходимо знать теорию, поэтому то, что было заложено в вузе, очень пригодилось.

– А работа аудитора не скучна?

– Поскольку работа проектная, ты двигаешься от проекта к проекту, возникают разные ситуации. Если проект большой, аудитор занят на разных участках, он выполняет различные процедуры, и это более разнообразно, чем работа бухгалтера – операции могут быть похожими, но расчеты каждый раз разные. Нет такой монотонности, отсутствует механичность. Аудитор работает с различными документами и предоставленными ему данными, это менее рутинная работа. И документов у аудитора меньше, чем у бухгалтера.

– В бухгалтерии можно быстро достичь своего предела – пройти все ступени и всему научиться, а в аудите такой предел есть?

– В аудите тоже есть градации и определенная граница, просто, на мой взгляд, достигается она гораздо дольше, чем в области бухгалтерии.

Беседовала Наталья Мильчакова