Эксоцман
на главную поиск contacts

О сессии напомнит тьютор

10.10.2012
Для вчерашнего школьника студенческая жизнь часто становится шоком. Непривычный график учебы, меньше контроля, да еще переезд в другой город, жизнь в общежитии без мамы с папой. Так и вылететь с первого курса недолго. В Высшей школе экономики и менеджмента Уральского федерального университета (ВШЭМ УрФУ) освоиться в вузе первокурсникам помогают тьюторы, которых отбирают из числа студентов.

 Термин «тьютор» появился в XIV веке в Оксфорде и Кембридже – так называли наставников, которые помогали студентам, говоря современным языком, выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, то есть выбирать профессоров, учебные курсы, соединяя на практике личностное содержание образования и академические идеалы. Тьюторы были помощниками студентов в самообразовании, хотя в дальнейшем они все больше выполняли образовательные функции – даже следили за тем, чтобы их подопечные хорошо учились и сдавали экзамены. В современной России понятие «тьютор» трактуется очень широко – например, так называют специалиста, который осуществляет сопровождение дистанционного обучения. А в ВШЭМ УрФу тьютором называют студента-старшекурсника, который помогает первокурсникам адаптироваться к университетской среде.

Целесообразность существования института тьюторства в таком понимании в ВШЭМ объясняют так: поступление в вуз для вчерашнего школьника – большой стресс, фактически начало самостоятельной жизни, особенно если он приезжает в огромный город из сельского района. И если он вдруг начинает пропускать занятия или откладывает до последнего момента подготовку к сессии, никто из университетской администрации не будет бегать за ним и уговаривать взяться за ум. И уж тем более никто не будет объяснять, какой преподаватель строже, а какой помягче, у кого занятия можно пропустить, а у кого – никак нельзя. Но это вполне может взять на себя опытный товарищ-студент, прошедший боевое крещение как минимум двумя первыми сессиями.

Конечно, кто-то и раньше, без всякого тьюторства, помогал младшим – по дружбе или по сложившейся традиции, но в ВШЭМ решили сделать такую помощь неотъемлемой составляющей образовательного процесса. И сегодня в ВШЭМ стать тьютором может любой студент начиная со второго курса – для этого нужно обратиться в отдел, курирующий внеучебную работу. Этот отдел даже проводит для тьюторов специальные занятия, на которых рассказывается об изменениях в жизни университета, которые тьюторы, в свою очередь, доносят до студентов. Оперативную информацию тьюторы могут получать и через сеть «ВКонтакте» – там создано специальное сообщество.

В идеале на одну группу должен приходиться один тьютор, но бывает по-разному – или у одной группы два тьютора, или наоборот – один тьютор курирует сразу несколько групп. В отделе внеучебной деятельности с гордостью рассказывают о студенте Андрее Звоздникове – однажды он оказался единственным тьютором на 68 человек, поскольку его коллеги-тьюторы досрочно сложили с себя полномочия. Такое, кстати, периодически случается, поскольку тьюторская работа – всего лишь общественная нагрузка, и брать ее на себя студент может лишь по своей доброй воле.

В самом начале учебного года тьюторы особенно активны – они даже сопровождают первокурсников в университетскую поликлинику, чтобы те вовремя и полностью прошли медосмотр. Они объясняют первокурсникам, как не заблудиться в родном вузе – ведь здания УрФУ разбросаны по Екатеринбургу. Был даже придуман квест – соревнование по городскому ориентированию, аналогичное советской пионерской «Зарнице». Вооружившись картами, первокурсники исследуют различные маршруты вокруг зданий университета, а тьюторы придумывают для них загадки с экономическим уклоном – скажем, найти парк, названный в честь человека, спонсировавшего Карла Маркса (парк им. Энгельса).

Тьютор – это фактически помощник куратора курса, но отнюдь не административный сотрудник университета. И многое находится за рамками его компетенции. Например, он не может организовать перевод студента из слабой группы английского языка, куда тот попал по ошибке, в сильную. Но он может выслушать студента, у которого возникла такая проблема, и объяснить ему, к кому нужно обратиться, как правильно написать заявление и т.д. Точно так же, если проводится какое-то внеучебное мероприятие – праздник «Экономыслие» в честь окончания первого курса, «Что? Где? Когда?» или спортивное соревнование, – тьютор может убеждать студентов в нем почувствовать, но заставлять или применять административные санкции за отказ, конечно же, не имеет права.

«Большинству первокурсников уже исполнилось 18 лет, они совершеннолетние, они сделали свой осознанный выбор, – рассказывает начальник отдела внеучебной деятельности ВШЭМ Ольга Башорина. – Глупо стоять у них над душой и заставлять учиться. Да, тьюторы пытаются организовать их, но если вдруг оказывается, что группа учится плохо, тьютор в этом не виноват. Тем более что показатель успеваемости – очень своеобразная величина. У нас есть дисциплины, после которых у студентов большой процент неудовлетворительных оценок. И здесь тьютор может только рассказать студентом, где и когда будет вывешен график пересдач.»

В дальнейших планах администрации ВШЭМ — сделать работу тьютора более академической. «В европейских университетах в тьюторы идут люди со старших курсов, и там их помощь в большей степени связана с научной деятельностью – например, помочь написать доклад на конференцию, – говорит Ольга Башорина. – Наверное, когда-нибудь и у нас так будет, но пока главная задача нашего тьютора – помочь первокурснику не потеряться в университете…»

Виктор, студент ВШЭМ, тьютор со стажем:

- За каждым тьютором закрепляется академическая группа в 20-30 человек, и он ведет ее в течение семестра. К нему могут обратиться с любыми вопросами, связанными с университетской жизнью, все студенты группы включая старосту и профорга. По-моему, роль тьютора заключается, прежде всего, в том, чтобы помочь группе почувствовать себя единым целым и «социализироваться» в университете.

Конечно, и личный опыт тьютора тоже может пригодиться. Я, например, всегда участвую в конференциях, пытаюсь получать разные стипендии и своим ребятам рассказываю, какие нюансы надо учитывать при подаче документов на потанинскую стипендию, оксфордскую стипендию и прочее. Но это моя собственная инициатива – другие тьюторы могут об этом и не рассказывать.

У нас есть школа тьюторов, где представители администрации нам рассказывают об организационных моментах. Ведь наш университет был создан недавно, шел процесс слияния вузов, вошедших в его состав, изменения происходили постоянно, и это важно для студентов.

Первокурсникам очень нужна наша помощь. Например, староста не знает, как заполнять журнал, как правильно договориться с преподавателем о переносе пары, что нужно сделать для участия в том или ином мероприятии. Допустим, когда группа готовится к «Дебюту первокурсника», тьютор за этим наблюдает и всегда может дать дельный совет – может быть, какие-то шутки уже звучали в предыдущие годы. Однажды мои ребята хотели во время традиционного шествия первокурсников по городу от университета до цирка разбрасывать на улице нарисованные деньги, объясняя это тем, что они же экономисты, но я их отговорил: экономисты – это не деньги, это, в первую очередь, мозги…

  Кураторы тоже учатся

 Наличие в университете тьюторов вовсе не означает, что у кураторов курсов не остается работы. Администрация УрФу даже организует для них специальные занятия, чтобы они проводили среди студентов воспитательную работу не просто по наитию, а со знанием педагогики, психологии и прочих наук, объектом которых является молодежь, да и вообще не отставали от жизни. Школа кураторов в Уральском политехническом институте работала еще в 1980-е годы (в Уральском государственном университете такой практики не было), и при объединении вузов было решено ее сохранить и развивать, распространив на весь федеральный университет.

Кураторов собирают на учебу раз в месяц на протяжении учебного года – проводятся занятия по педагогике, психологии, социологии, организации воспитательной работы. Ведут занятия преподаватели УрФУ с соответствующих кафедр – психологи, социологи, медики. Так, социологи представляли результаты исследования уральских студентов, были занятия, посвященные молодежным субкультурам, протестным движениям, политическим взглядам современной молодежи (обсуждали, как политические протесты в Москве могут отозваться на Урале). После лекции обязательна дискуссия – кураторы делятся опытом и соотносят полученные знания со своей повседневной работой. Кроме того перед кураторами регулярно выступают представители администрации УрФУ.

Еще один важный аспект занятий – обмен опытом, позволяющий кураторам разных курсов с разных факультетов координировать деятельность. Как правило, больше всего кураторы обсуждают сложности работы с теми, кто только что поступил в университет: несмотря на большой спектр направлений подготовки, которые есть в УрФУ, все первокурсники похожи друг на друга.

 

Екатерина Рылько