Эксоцман
на главную поиск contacts

Учиться играючи

23.11.2012
Выпускники вузов не умеют решать практические задачи и работать в командах, состоящих из специалистов разного профиля, - так часто говорят работодатели. Свои способы исправления этих недостатков предлагает Научно-образовательный центр инженерно-экономических междисциплинарных исследований и образовательных программ в высокотехнологичных отраслях (НОЦ «ИНЖЭК») Высшей школы экономики и менеджмента Уральского федерального университета (ВШЭМ УрФУ).

   Что такое ИНЖЭК?

 Предыстория НОЦ «ИНЖЭК» - ныне одного из департаментов ВШЭМ УрФУ - началась в конце 1980-х годов в Уральском политехническом институте с отраслевой лаборатории экономики атомной энергетики. Ее сотрудники создали одну из первых в СССР консалтинговую компанию «Урал-ЭСОН» (Центр экономических и социальных нововведений). Позже лаборатория была преобразована в кафедру систем управления энергетикой и промышленными предприятиями.

Помимо этой кафедры, в состав НОЦ «ИНЖЭК», созданного в 2011 году, вошли еще две: банковского дела и экономики природопользования. Кафедры естественным образом за счет своей научно-образовательной специализации обеспечивают междисциплинарное обучение (выстраивается цепочка: техника и технологии – экология - экономика – менеджмент – финансы) и поддерживают связь преподавателей с практикой, что является особенностью департамента. «Я за совместную команду Учителей - преподавателей, приглашенных как из бизнеса, так и из академической среды, - говорит научный руководитель «ИНЖЭК» Леонид Гительман. - Нашим выпускникам предстоит работать в бизнесе, и знакомство с практикой, со спецификой работы конкретной отрасли и компании является для преподавателя неотъемлемым элементом его профессионализма».

Миссию НОЦ определили глобально: формирование кадрового состава инновационной экономики.

Цели не менее впечатляющие: активизация междисциплинарных исследований, разработка инновационных проектов, подготовка специалистов для высокотехнологичных отраслей на основе передовых методов и технологий обучения

Кредо «Действуй на опережение!» реализуется в содержании и методах организации учебного процесса. Преподаватели «ИНЖЭКа» ставят перед собой задачу научить студентов

- системно мыслить,

- чувствовать контекст и определять тенденции,

- иметь современные научно-технические знания, способности к концептуальному проектированию,

- умению быстро выбирать, анализировать, обобщать информацию,

- владеть кросс-культурными коммуникациями на глобальном рынке

- работать в инновационной команде.

В составе «ИНЖЭК» планируется организовать международную виртуальную лабораторию новых форм организации производства и управления, лабораторию проектирования новых образовательных технологий, лабораторию трансфера организационных технологий.

Студентов департамента, в том числе магистрантов, готовят к работе в высокотехнологичных отраслях. Одновременно реализуются программы повышения квалификации для менеджеров с опытом работы. В обоих случаях упор делается на междисциплинарное обучение и практику.

«ИНЖЭК» отличается своими методами преподавания: чтобы научить студентов оперативно решать новые задачи, работать в команде, самостоятельно искать новую информацию, здесь меняют традиционную парадигму учебного процесса. В основе работы со студентами - кейс-стади, деловые игры, дискуссии. Даже аудитории рассчитаны на активное обучение: вместо парт — круглые столы, как в переговорной крупной компании. На стенах — рисунки студентов, посвященные молодым менеджерам. Вот, например, начинающий специалист восходит вверх по карьерной лестнице, по пути отвергая соблазны и отвлекающие факторы в виде посиделок с друзьями, закулисных интриг или сплетен.

 

  «Это шок…»

 Одна из обучающих технологий «ИНЖЭК» - деловые игры. Их цель - научить работать в команде, быстро искать новую информацию, принимать решения в условиях ограниченного времени и стресса. Кроме того, деловые игры делают обучение более насыщенным, обеспечивают высокую мотивацию и вовлеченность студентов. За основу взята модель организационно-деятельностных игр Георгия Петровича Щедровицкого, однако есть отличие: Щедровицкий считал, что такие игры могут проводить даже те, кто ничего не понимает в предмете игры, делая упор на интенсивную организацию мыследеятельности ее участников. В «ИНЖЭК» проектируют игры, напрямую связанные со специализацией кафедр и руководителей-модераторов.

Деловые игры используются как в рамках повышения квалификации, так и для обучения студентов. Есть две их основные разновидности - мини-игры, которые преподаватели проводят в рамках обычных занятий, и большая игра цикла «ИДИ к вершинам мастерства» (ИДИ означает «Интеллектуальная Деловая Игра») с выездом на несколько дней, проходящая раз в год. Последняя объединяет студентов всех курсов и молодых менеджеров из бизнес-структур – в этом и заключается оригинальный замысел: первокурсники могут посмотреть, как работают профессионалы, а люди с опытом работы — оценить свежие идеи молодежи.

«Когда студенты первый раз попадают на деловую игру, для них это шок, - рассказывает Леонид Гительман. – Они видят реалии производственного коллектива – как проявляются интересы разных людей, как эти интересы сталкиваются, когда речь идет об организационных преобразованиях. Родители студентов потом рассказывали, что их дети спать спокойно не могут – только и обсуждают, как участвовали в игре».

«Я начал участвовать в организационно-деятельностных играх, когда был первокурсником, а сейчас сам их провожу, - добавляет недавний выпускник НОЦ, ныне старший преподаватель кафедры систем управления энергетикой и промышленными предприятиями ВШЭМ Михаил Кожевников. - После первой игры нас это так затянуло, что мы стали рассматривать критически любой материал, пытались в его практическом применении найти столкновение интересов».

Большая деловая игра проходит так. За неделю до ее начала все участники получают задания, сформулированные в общем виде. Они могут отличаться для студентов и уже работающих людей: «Компания моей мечты» - для практиков и «Университет моей мечты» - для студентов. Другая вариация – «Брэнд компании/брэнд университета». Бывают, что задание общее для всех, - например, «Университет в партнерстве с бизнесом». Участники разбиваются на команды численностью от 5 до 10 человек. Оптимальный размер, по мнению Леонида Гительмана, - 6-8. Важное условие: в команды объединяются кто с кем хочет. Бывает, что уже на первом курсе команда складывается удачно. Потом все четыре года ребята играют вместе, а потом уходят работать в одну компанию.

После этого команды разрабатывают свой проект в рамках предложенной темы. Скажем, «Сайт как лицо университета». Обычно темы формулируют организаторы игры, но команды могут предложить что-то свое. Потом участники игры разрабатывают концептуальный проект по выбранной теме. На заключительном этапе каждая команда представляет коллегам и жюри свой проект. В процессе обсуждения высказываются критические замечания, задаются «каверзные» вопросы. А после каждой игры ее участники собираются в неформальной обстановке «за кружкой пива» - это стало хорошей традицией.

Организовать деловую игру – дело затратное: аренда помещений (зачастую арендуют туристическую базу), питание, транспорт требуют немалых расходов. В «ИНЖЭК» пытались проводить масштабные игры без выезда – эффект не тот. Нет полного погружения в процесс — необходимого условия для эффективной работы. Кроме того, обычно игра длится с раннего утра до позднего вечера, а по вечерам и ночам участники собираются вместе и обсуждают свои проекты. Именно с затратностью деловых игр в «ИНЖЭК» связывают то, что эта методика, распространенная в корпоративном формате, практически не используется для обучения студентов.

Опыт НОЦ «ИНЖЭК» высоко оценивают в УрФУ, и у студентов спрос на его программы очень велик: магистрантов здесь больше, чем в любом другом департаменте.

Екатерина Рылько

 

Ссылки:

Студенческий юмор: 10 и 1 признак того, что ты участвовал в деловой игре у Гительмана