Эксоцман
на главную поиск contacts

Университет в цифровом формате

11.01.2013
Система «Электронный университет», наряду с кампусом на острове Русский, стала символом Дальневосточного федерального университета. Дискуссия о том, стоит ли она потраченных денег, постепенно перешла в другую плоскость: насколько сложно перевести в цифровой формат значительную часть происходящих в университете процессов вплоть до заказа обеда в столовой. Уже запущены некоторые модули новой системы, но этого хватило, чтобы Владимир Путин, посетив ДВФУ, счел ее «очень интересной и очень эффективной».

 «Электронный университет» состоит из нескольких крупных модулей. Среди них электронное обучение, электронный документооборот, личные кабинеты и ряд других. Внедряются они постепенно, и работа еще продолжается.

Внедрение «электронного университета» началось в 2011 году с перехода на электронный документооборот. Сегодня этим не удивишь иные продвинутые вузы, но в четырех вошедших в состав ДВФУ электронного документооборота не было. А без него управлять огромным комплексом с единой бухгалтерией, единым департаментом управления персоналом и прочими службами было просто невозможно, поскольку здания университета расположены и в разных концах Владивостока, и в других городах края, а в перспективе – займут свое место и на острове Русский. Поэтому все документы в ДВФУ теперь стали электронными – их создание, согласование, подписание, контроль за исполнением осуществляются в электронном виде. И не нужно тратить два часа на дорогу из уссурийского кампуса во Владивосток, чтобы передать приказ на согласование.

И сотрудникам, и студентам становится жить проще – многие справки (например, о доходах) можно заказать через внутренний портал кампуса, а в бухгалтерию идти нужно, лишь чтобы забрать готовый бланк. С другой стороны, увеличилась прозрачность работы сотрудников административно-хозяйственных подразделений университета.

 

  Смарт-кампус и личное электронное пространство

 Следующим этапом перехода в цифровой формат стала система «смарт-кампус», которой могут пользоваться и сотрудники, и студенты университета.

При поступлении в ДВФУ на работу или на учебу человек получает два важных атрибута университетской жизни. Первый атрибут – универсальная смарт-карта, которая представляет собой одновременно и пропуск в университет, и служебное удостоверение (студенческий билет), и читательский билет, и банковскую карточку, куда начисляют зарплату (стипендию). Второй атрибут – пароль от личного кабинета на внутреннем портале кампуса.

Личный кабинет многофункционален. Прежде всего, это канал получения официальной информации. Через личные кабинеты деканат сообщает студентам информацию, которая традиционно размещается на факультетских досках объявлений – о сроках сессии, изменениях в расписании. Управление аспирантурой сообщает аспирантам о сроках аттестации, о необходимости подать список публикаций. Администрации высших школ, из которых состоит ДВФУ, через личные кабинеты может сообщать преподавателям об общих собраниях, о возможностях получения грантов. Казалось бы, всю эту информацию можно разместить и на общеуниверситетском сайте, но в данном случае каждая категория пользователей получит предназначающиеся именно для нее сведения в нужный срок.

Личный кабинет – это еще и формат общения, аналог электронной почты. Но если во многих других вузах студент может, например, договориться по электронной почте с преподавателем о сроках пересдачи, то выбрать из меню блюда на обед в университетской столовой или продлить срок хранения книг в библиотеке через личный кабинет удастся только в ДВФУ. Кстати, через личный кабинет можно подбирать литературу и в обычной университетской библиотеке, и в цифровой (в ДВФУ большое собрание электронных полнотекстовых изданий). В последнем случае электронную книгу можно тут же скачать, а вот за бумажной все-таки придется идти в библиотеку.

У студентов в личных кабинетах загружены программы учебных курсов, которые им предстоит пройти, списки литературы с аннотациями, полнотекстовые электронные учебные пособия. А преподаватели обязаны размещать в своих личных кабинетах научные публикации – это необходимо для рейтингования преподавателей, которое в ДВФУ проводится ежегодно.

 

  Что дальше?

 Следующим этапом развития «Электронного университета» станет совершенствование библиотечной системы. Предполагается, что уже в феврале 2013 года из библиотеки исчезнут бумажные «требования»: достаточно будет через личный кабинет найти нужную книгу и зарезервировать ее. На следующий день она будет ждать заказчика на стойке выдачи книг.

В ближайшей перспективе библиотека должна будет полностью перейти на самообслуживание – вся литература будет размещена в открытом доступе. Студенты и сотрудники через систему поиска будут узнавать, где стоит та или иная книга, а потом самостоятельно брать ее с полки. Сдавать книги можно будет через специальные автоматы, которые предполагается установить рядом с библиотекой.

В личных кабинетах появится еще одна система поиска и заказа литературы – через российские интернет-магазины.

Еще одна, казалось бы, мелочь, связанная с использованием смарт-карт, касается копирования и печати. За каждым студентом и аспирантом будет закреплено право на бесплатное копирование или печать определенного количества страниц в семестр. Подносишь смарт-карту к копиру – аппарат считывает информацию, можно ли копировать бесплатно. Если лимит исчерпан, можно будет с помощью все той же карточки оплатить дополнительные копии.

«Электронный университет» – система дорогая, все в университете это знают. В приморских СМИ даже публиковались мнения студентов, нужна ли она вообще: кто-то говорил, что лучше было бы добавить университету бюджетных мест, а кто-то, наоборот, заявлял, что без смарт-карты жить уже не сможет. Так или иначе, ни один какой-либо другой российский вуз пока не нашел средств на аналог «Электронного университета».

Екатерина Рылько