Эксоцман
на главную поиск contacts

В университет – с первого класса

12.02.2013
Вузы работают не только со студентами, но и со школьниками – в этом нет ничего удивительного: подготовительные курсы есть практически в каждом университете. Однако довузовская подготовка чаще всего рассчитана на учеников 10-11 классов, реже – 7-9 классов. А вот Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ) обучает школьников начиная с первого класса: восьмилетние дети в его аудиториях и лабораториях – обычное явление. Бесплатные тридцатиминутные занятия по выходным и в школьные каникулы для студентов Детского университета проводят профессора КФУ и известные люди Татарстана.

 В Елабужском институте КФУ проходит очередное занятие по психологии. Его ведет Алексей Панфилов – декан факультета психологии и педагогики. В большой аудитории человек пятьдесят детей 10-12 лет, преподаватель в костюме и галстуке, кафедра с микрофоном, презентация на экране – все, как на настоящей лекции для студентов. Тема занятия: как мы познаем мир? Вопросы, прямо скажем, недетские: что такое познание, какие компоненты входят в этот процесс и что является его результатом. Поскольку монотонную лекцию на тридцать минут дети вряд ли выдержат, обязателен интерактив. Преподаватель объясняет, что мы воспринимаем и распознаем объект в зависимости от поставленной цели, вызывает из зала девочку-добровольца, просит закрыть глаза и кладет ей в руку маленький мяч: «Попробуй определить, что у тебя в ладони. Не подглядывай и рассказывай о своих ощущениях». «Он немного мягкий, круглый…», - описывает девочка мяч. Так дети становятся участниками эксперимента в области познавательной психологии.

Следующее занятие – по биологии – проводит старший преподаватель Фаина Ребрина. Тема – витамины: для чего они нужны, кто и когда их открыл. Это занятие скорее напоминает театральное представление: студенты – помощники лектора – в костюмах на сцене изображают витамины и по очереди рассказывают, какое влияние они оказывают на организм, какие болезни возникают от их недостатка. «Какой витамин содержит киви? – Цэ! – Правильно!» В конце занятия – просмотр учебного фильма «Правда о витаминах». В интервью елабужскому телеканалу Фаина Ребрина утверждает, что детская аудитория отличается от студенческой в лучшую сторону: школьники схватывают все на лету и к третьему занятию уже имеют записывать лекции, чтобы потом правильно отвечать на вопросы.

Вот еще одна лекция – в киноконцертном зале КФУ в Казани, вмещающем несколько сотен детей всех возрастов. На сцене – руководитель Приволжского международного центра европейских исследований Ирина Кузнецова. Тема лекции: «Что такое Европейский союз?». Хотя это тоже скорее не лекция, а семинар, дискуссия с залом. Лектор задает вопрос: что такое Европа? Дети, как на обычном школьном уроке, тянут руки: «континент», «часть света»… – «А что же такое Европейский Союз?» - «Много европейских стран», «Европейская страна»… Совместными усилиями аудитория выясняет, сколько стран входит в ЕС, на экране появляются их флаги…

 

  Университет и школа

 Детский университет КФУ был основан в 2011 году по инициативе Валерия Летяева – заместителя директора Института истории КФУ, и сразу же нашел поддержку у ректора университета и председателя Госсовета Республики Татарстан. Актуальность проекта на сайте Детского университета объясняется так: «Современная экономика – это экономика знаний. Задача родителей, школы, университета, общества и государства – подготовить детей к жизни в современном обществе. А для этого надо донести до детей, что наука – это не только сложно, но и очень интересно». Здесь же еще три объяснения актуальности: проект демонстрирует доступность университетского образования для молодежи из всех слоев общества, формирует у детей навыки самостоятельного принятия решения о своем будущем, способствует улучшению результатов в школе, развивает интерес к чтению. Детский университет открыт для всех, и среди его студентов – самые разные дети, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Возможно и дистанционное обучение: интернет-трансляции лекций открыты для всех на сайте Детского университета. Здесь же размещены видеоролики прочитанных лекций, которые специального готовит университетская студия телевидения.

На вопрос, зачем огромному федеральному университету, не испытывающему трудностей с набором абитуриентов, заниматься обучением младших школьников, в интервью «Образовательному порталу» Валерий Летяев ответил так: «Нашему университету свыше 208 лет, это университет с большими традициями, прежде всего просветительскими. Одна из наших уставных задач – популяризация научных знаний для всех, будь то маленькие дети или представители старшего поколения». О подготовке к олимпиадам или сдаче ЕГЭ, да и вообще о том, чтобы готовить студентов исключительно для КФУ с самого раннего возраста, речь, конечно же, не идет.

Не дублирует ли Детский университет школу? «У нас со школой сходные задачи, – поясняет Валерий Летяев, – но пути их достижения разные. Школа дает систематические знания, а мы поддерживаем и развиваем в детях любознательность, интерес к наукам при помощи постоянного общения, с использованием мультимедийных форматов. В школе огромное количество предметов, домашних заданий, дети не понимают, для чего они учатся, как они смогут применить полученные знания, иногда даже теряют интерес к учебе, и с этим ничего не могут сделать ни родители, ни школа. А наши занятия всегда интересны – дети проводят опыты, открывают для себя тайны науки, и это стимулирует интерес к учебе. Мы способствуем расширению сфер школьного образования, развитию у учеников спектра способностей, навыков и возможностей, что, несомненно, ставит школьника на другой, более высокий уровень конкурентоспособности. Необязательно наш выпускник станет ученым, но создаваемая нами среда будет способствовать его личному успеху в жизни. Поэтому Детский университет – это ответ на вызовы времени».

«Родителям зачастую некогда заниматься с детьми, мы отмахиваемся от их вопросов. В школе они живут по учебным планам, и у педагогов из-за больших нагрузок тоже не хватает времени на дополнительные занятия. Я думаю, наш вуз займет свободную нишу», – объяснил в интервью «Российской газете» причины создания Детского университета ректор КФУ Ильшат Гафуров.

 

  Работа для лучших профессоров

 Спектр предметов, по которым проводятся занятия в Детском университете, покрывает едва ли не весь спектр направлений классического университета – от экономики до археологии.

Вот некоторые темы занятий из плана работы на этот учебный год: «Кто такие микробы?» (плюс работа в малых группах в Зоологическом музее КФУ), «Давайте сочиним вместе сказку!», «Для чего возник театр?» «Почему на небе светят звезды?» (плюс работа в малых группах в Астрономической обсерватории КФУ), «Могут ли у человека заново вырастать части тела?», «Что такое хиджаб?», «Кто такой спайдермен? (кстати, это лекция по философии), «Как с помощью компьютера можно ставить диагноз и лечить?». Для детей 11-14 лет предусмотрена исследовательская работа в Институте истории КФУ – в отделе рукописей и редких книг, с археологическими коллекциями, в Этнографическом музее КФУ (тема «Почему мы по-разному одеваемся?»).

Темы занятий предлагают не только преподаватели, но и сами дети, их родители. Примечательно, что среди преподавателей – сплошь доценты, профессора и руководители структурных подразделений КФУ. Считается, что работу с детьми можно доверить лишь лучшим специалистам: если профессор способен популярно изложить, как создается сложное научное знание, – это показатель его профессионализма. Ведь не всякий большой ученый способен прочитать хорошую лекцию не только в детском университете, но и во взрослом.

В этом учебном году постоянный состав слушателей Детского университета – около 300 человек, они регулярно посещают все занятия. Еще около 700 человек ходят только на те занятия, которые им интересны. «Если лекции не интересны, дети просто «голосуют ногами», как это делали римские сенаторы, – рассказывает Валерий Летяев. – Поэтому в Детском университете, как, впрочем, и во взрослом, нельзя давать просто набор знаний. Знания можно почерпнуть в Интернете, в книжках, но для обучения важна личность учителя – научиться мы можем только у кого-то. Поэтому наша методология заключается в том, чтобы показать, как формируются знания, – как историк работает с рукописями, какие методы используют физики или химики, как они приходят к своим выводам. Детям, да, собственно, и взрослым, интересно именно это.»

Впрочем, собственно аудиторными занятиями Детский университет не ограничивается. Особым спросом пользуются экскурсии в лаборатории университета – например, в Зоологическом музее побывало уже 400 детей, есть еще желающие. На каникулы детей водят на экскурсии в другие города, было даже организовано посещение Госсовета Республики Татарстан – дети смотрели, как работают депутаты. В планах – совместные программы с Республиканским государственным академическим симфоническим оркестром по музыкальной грамотности, которые будут проводиться в Центральном концертном зале Казани. Создаются телевизионные программы Детского университета на Универ-ТВ КФУ, готовятся электронные образовательные ресурсы для детей и преподавателей.

Лучшие студенты Детского университета сами начали читать лекции для своих сверстников. Например, Антоний Свердруп, известный в Татарстане и за его пределами вундеркинд, недавно прочитал две лекции: «Как извлекать ДНК из яблок в домашних условиях» и «Методы шифрования информации».

 

  Европейский стандарт

 Опыт КФУ в работе с детьми младшего и среднего школьного возраста не единичен. Аналогичный проект реализует Волжский гуманитарный университет Волгоградского государственного университета с 2010 года, причем начало этого проекта также было положено Валерием Летяевым.

В Европе подобные программы в вузах существуют более десяти лет, и опыт распространился уже на все континенты. Первопроходцем считается открытый в 2002 году Детский университет Тюбингена (Германия), в 2009 году была создана Европейская сеть детских университетов (более 200 членов), которая проводит конференции и оказывает методическую помощь преподавателям. Теперь каждый университет в Германии считает показателем своего престижа иметь у себя такой проект. В университете Тюбингена был даже сформулирован «стандарт качества лекторов»: хороший преподаватель-исследователь должен быть способен объяснить суть самой сложной научной проблемы маленькому ребенку.

Детский университет КФУ сотрудничает с зарубежными коллегами, обменивается опытом, методическими материалами, и представители Европейской сети детских университетов запланировали свой приезд в Казань для ознакомления с российским опытом.

Екатерина Рылько

 

Правила для родителей студентов Детского университета КФУ:

1. Дети не должны быть принуждаемы к участию в Детском университете.

2. Дети могут выбирать темы лекций, на которые они хотели бы прийти.

3. Родители должны в установленное время зарегистрировать детей на очередную лекцию.

4. Родители не должны ругать детей за то, что они что-то не поняли или не заметили во время лекции.

5. Тесты для детей на знание материала лекций запрещены.

6. Родители (и лица, сопровождающие детей) не могут стать студентами Детского университета и получить студенческий билет. Они приглашаются в Детский университет только в качестве наблюдателя. Родители на лекции сидят отдельно от детей и могут сопровождать их только в случаях, когда ребенок по состоянию здоровья не может обойтись без сопровождения взрослого.

7. Родители имеют право убедить ребенка идти на занятия в Детский университет, сопроводить его, наблюдать за его занятиями.

8. Родители должны привести ребенка в университет не позднее, чем за 30 минут до начала лекции.

9. Родители имеют право и обязаны помочь своим детям в удовлетворении их стремления к знаниям.

10. Родители должны поощрять интерес своего ребенка к наукам.