Эксоцман
на главную поиск contacts

Несоциалистическое соревнование

18.02.2013
Конкурсы преподавателей и структурных подразделений организуют разные вузы – считается, что это помогает не только выявлять и поощрять лучших, но и держать преподавателей в тонусе. В Санкт-Петербургском государственном экономическом университете (СПбГЭУ) с 2009 года проводится конкурс «Кафедра года». Его условия формулируются так, что побеждают те кафедры, которые внедряют новации, наиболее важные для развития университета в конкретный период.

 Руководство СПбГЭУ считает, что конкурс является удачным инструментом «внутренней политики» университета – позволяет четко донести до заведующих кафедрами и преподавателей, что от них ждет руководство, и стимулировать их к работе в стратегически важных направлениях.

 

  51 показатель

 Все процедуры, как зачастую бывает в подобных конкурсах, заочные. Конкурс проходит в двух номинациях: для выпускающих кафедр и для всех остальных.

Каждый год 30 июня кафедры сдают в отдел управления качеством образования СПбГЭУ отчет, где отражена информация практически обо всех аспектах их работы. Для системного описания «жизнедеятельности кафедрального организма» предложен структурированный перечень из 51 показателя.

В перечне шесть групп: кадры, образовательная деятельность, научные исследования, взаимодействие с работодателями (только для выпускающих кафедр), социально-воспитательная работа, международная деятельность. Все данные приводятся по итогам работы кафедры за прошедший учебный год, за исключением большинства показателей кадрового блока: данные о сотрудниках фиксируются на дату подачи отчета.

По каждому из показателей так или иначе можно делать выводы о качестве работы кафедры. Чем больше кандидатов и докторов наук, а тем более в возрасте до 35 и до 50 лет (отдельные показатели), академиков РАН, РАО и даже Российской академии естественных наук (пусть общественной организации, но тоже раздающей звания не всем подряд), тем лучше. Преподаватели должны вести исследования и публиковаться – целый ряд показателей учитывает самые разные публикации: учебники с министерскими грифами, зарубежные издания, статьи в периодике, учтенные в Web of Science, Scopus и Российском индексе цитирования.

Большой блок показателей оценивает достижения студентов: от успеваемости по дисциплинам кафедры (в СПбГЭУ введена независимая форма оценки знаний – интернет-тестирование) до количества студентов, оформленных по договорам на выполнение НИРов кафедры. Есть показатели, похожие на те, на основании которых в ходе недавнего министерского мониторинга у вузов находили признаки неэффективности: количество иностранных студентов на кафедре и объем НИРов. В перечне встречаются и такие вопросы, на которые, наверное, любая кафедра даст положительный ответ: наличие плана по воспитательной и внеучебной работе (1 – да, 0 – нет), использование активных методов обучения, кейсов и пр. (1 – да, 0 – нет).

Когда отчеты сданы, отдел управления качеством рассчитывает интегрированный обобщающий показатель, определяющий рейтинг каждой кафедры. При этом каждому единичному показателю присваивается определенный вес, то есть цифра из отчета умножается на коэффициент значимости.

В зависимости от приоритетов университетской политики коэффициенты значимости показателей изменяются от года к году. Так, один из приоритетов СПбГЭУ последнего времени — развитие студенческой науки. Поэтому в 2012 году была увеличена значимость таких показателей, как численность студентов, оформленных по договорам на выполнение НИРов, и численность студентов, выступавших с докладами на конференциях. Другой приоритет — зарубежные публикации преподавателей, на конкурсах последних лет этот показатель значил очень много. Есть и вечные ценности: для выпускающих кафедр на протяжении всего времени проведения конкурса большое значение имеют показатели сотрудничества с работодателями, особенно — число выпускников, трудоустроенных на предприятиях – базах практики кафедр.

Напротив, некоторые показатели, на первый взгляд, значат немного — к примеру, использование активных методов обучения. В рамках конкурса оценка применения их необходима, но не с позиций простого применения, а с позиций их результативности. В университете считают, что если активные методы используются результативно, то улучшатся другие показатели: успеваемость студентов, их участие в научной работе.

 

  Возможности есть у всех

 После того как рейтинг каждой кафедры подсчитан, результаты представляются в ректорат. Объявляются итоги конкурса: тройка победителей в каждой номинации и достижения всех остальных. Занявшие первые места получают ценные призы (последние модели компьютеров), «серебряные» и «бронзовые» призеры — награды поскромнее. Победителей награждают в торжественной обстановке.

Что касается аутсайдеров, занявших самые низкие места, то никакой публичной критики, а тем более «репрессий» в их адрес не следует. Достаточно уже того, что об этом знают их коллеги и руководство университета (информация, конечно же, не замалчивается, пусть даже она не оглашается с трибун и не обнародуется на сайте университета). Предполагается, что они должны поработать над улучшением результата вместе со специалистами отдела управления качеством образования. Аналогичный подход в сфере школьного образования еще десять лет назад предлагали идеологи ЕГЭ: если в школе низкие результаты, это не значит, что ее нужно закрывать, а директора увольнять, – скорее наоборот, нужно подумать, как ей помочь.

Как кафедра может улучшить свой результат? Можно, конечно, пригласить на работу несколько академиков, но гораздо более реалистичный способ – отправить на повышение квалификации имеющихся сотрудников. «Это должно повлиять на успеваемость студентов, их заинтересованность в научной работе, – считает проректор по качеству СПбГЭУ Елена Горбашко. – А это, в свою очередь, со временем даст кафедре больше мотивированных аспирантов.»

Как сделать так, чтобы аспиранты больше участвовали в научной работе, публиковались и защищались в срок? «Больше заниматься научными исследованиями на кафедре, – говорит Елена Горбашко. – Особое внимание нужно уделить проектам, дающим возможность привлечь студентов и аспирантов к работе за плату — так они не будут искать работу на стороне и скорее станут заниматься научно-исследовательской работой на кафедре. А заодно и очень весомые показатели конкурса улучшатся.»

Возможности по выполнению НИРов, да и в целом для зарабатывания денег у кафедр, конечно, разные. Казалось бы, тем, кто занимается финансами, проще найти заказчиков, чем тем, кто преподает историю экономических учений. Однако в СПбГЭУ считают, что возможности есть у всех. Не получается сотрудничать с бизнесом? Подавайте заявки на различные гранты. Например, кафедра общей экономической теории выполняет НИР по государственному заказу Министерства науки и образования РФ, а кафедра экономики и управления качеством участвовала в подготовке заявки и выиграла международный проект «Темпус» по созданию независимой модели оценки качества двухуровневых образовательных программ. Кстати, обе эти кафедры в разные годы побеждали в конкурсе «Кафедра года».

Многие показатели, на основе которых оценивается работа кафедр, взаимосвязаны: если преподаватели ведут исследования, появляется материал для публикаций, а если есть публикации – то это основа для диссертации. Сейчас в СПбГЭУ значительная доля молодых докторов наук — до 40 лет, и считается, что большинство защитившихся молодых сотрудников своим успехом обязаны в том числе эффективной организации научной работы на кафедрах и в университете в целом.

Конкурс кафедр стал заметной частью жизни университета – о нем говорят, к нему готовятся и очень хотят в нем победить. «Так, одна кафедра с хорошими результатами захотела стать выпускающей и при этом сохранить свои позиции в рейтинге, – рассказывает Елена Горбашко. – Поэтому, прежде чем перейти в другую номинацию, она очень серьезно взялись за организацию сотрудничества с работодателями. Создала себе хорошую базу для практики, подготовила вместе с работодателями пособия.»

Пока неизвестно, какую оценку усилия этой кафедры получат на следующем конкурсе, но студентам контакты с работодателями точно пригодятся.

Екатерина Рылько

 

Приказ ректора СПбГЭУ И.А. Максимцева «Об организации и проведении ежегодного внутривузовского конкурса «Кафедра года», образец заявки и перечень показателей оценки деятельности кафедр за 2011/2012 учебный год.