Эксоцман
на главную поиск contacts

Профессия – менеджер проектов

Дмитрий Мальцев, менеджер проектов в рекламном digital-агентстве
19.02.2013
Сам я занимаюсь рекламными интеграциями в различные игры и приложения в соцсетях. Во-первых, это интересно лично мне. Во-вторых, игры на втором месте в предпочтениях интернет-пользователей (после социальных сетей). Любая рекламная интеграция в игровой форме устроена так, чтобы заинтересовать пользователя, привязать его к бренду, пробить барьер недоверия. С уверенностью, основанной на собственном опыте, могу сказать: правильно проведенная игровая интеграция – это всегда выигрышная стратегия рекламы.

– Дмитрий, что такое digital-реклама? В чем ее специфика как сферы профессиональной деятельности?

– Еще 2-3 года назад компании считали, что суть интернет-рекламы – быть в топе Яндекса. Теперь рекламодатели перешли в социальные сети, ведь здесь пользователи проводят наибольшее количество времени. У большинства людей уже выработался естественный фильтр против обилия рекламы в интернет-поисковиках, но при этом отрицательной реакции на рекламу в соцсетях еще нет. Психология устроена так, что большая часть людей доверят мнению своих друзей. Если вы читаете какие-либо паблики или блоги, то уже считаете их своими «приятелями», они вам понравились и входят в зону вашего доверия. Бренд получает лояльность потенциальных потребителей. Поэтому через соцсети очень легко продавать тот или иной товар. Маркетологи и бренд-менеджеры сейчас делают различные тематические паблики, интересующие пользователей, которые зачастую даже не догадываются, что это само по себе – реклама.

Одно из направлений digital – таргетированная реклама. Системы совершенствуются и имеют множество различных настроек, которые обеспечивают доставку рекламного материала конкретному, определенному человеку. Социальные сети упрощают сбор информации о пользователях, чтобы рекламодатель мог показать свой продукт только своей целевой аудитории. Таргетированная реклама постоянно развивается, и, возможно, уже в ближайшее время пользователь будет видеть рекламу только тех товаров и услуг, какие ему действительно необходимы.

Офферная реклама как одна из разновидностей таргетированной рекламы наиболее открыта по отношению к людям: пользователям предлагают пройти рекламное предложение за вознаграждение. Таким образом, пользователь сам решает, хочет ли он увидеть рекламу, столкнуться с брендом и получить за это награду.

Сам я занимаюсь рекламными интеграциями в различные игры и приложения в соцсетях. Во-первых, это интересно лично мне. Во-вторых, игры на втором месте в предпочтениях интернет-пользователей (после социальных сетей). Любая рекламная интеграция в игровой форме устроена так, чтобы заинтересовать пользователя, привязать его к бренду, пробить барьер недоверия. С уверенностью, основанной на собственном опыте, могу сказать: правильно проведенная игровая интеграция – это всегда выигрышная стратегия рекламы.

Самое свежее из digital – это мобильные телефоны. В ближайшие пару лет реклама будет активно развиваться в этом направлении. Так как мобильные гаджеты стали нашим неизменным спутником жизни, они всегда рядом, то и доносить рекламу через них становится просто. Уже сейчас есть множество различных рекламных мобильных приложений, которые приковывают внимание пользователей благодаря интересной задумке, качеству или функционалу.

– Вы занимаете должность менеджера проектов. Что скрывается за этим понятием? Кто это – управленец или творец? Есть ведь много значений слова «менеджер».

– В наши дни понятие «менеджер» расширилось до невозможных границ: ты можешь быть менеджером кладовки в детском саду, а можешь быть сити-менеджером (теперь так в некоторых городах России называют мэров).

В начале 2000-х в России было много желающих поступить на факультеты менеджмента. Теперь, кажется, от недостатка мы пришли к переизбытку людей в отдельно взятой профессии. Менеджер может быть разный: есть менеджер, работающий в ресторане Макдоналдс, который, судя по рекламе в метро, получает 25-30 тысяч рублей; есть менеджер Газпрома, который получает в десятки раз больше. Есть менеджер среднего звена – это эволюционный, переходный этап в развитии человека: уже не мальчик, но еще не мужчина, не высший менеджмент.

Менеджер должен всегда мыслить шире, чем объект его работы. Менеджер средней руки должен знать не только, как сделать табуретку, но и как сделать миллион табуреток, вывести их на рынок, получить прибыль с продажи и оплатить труд своих рабочих, которые сделали эти табуретки. Более опытный менеджер должен знать, как поработить планету с помощью этой табуретки. На пути любого менеджера всегда стоят трудности, и от того, как он их преодолевает, зависит успешность и эффективность его работы.

Менеджер проекта – это руководитель проекта. Проект – это любая деятельность, направленная на результат. Есть задача сделать нечто. Чтобы решить ее, нужно ставить перед собой мини-цели и идти к ним. Каждая цель – некоторое достижение. По ходу реализации проекта некоторые из них могут изменяться, другие – добавляться или исчезать. Вот, к примеру, всем нам в школе на уроках труда приходилось реализовывать «проекты»: сделать табуретку, или, в случае с девушками, испечь пирог. Чтобы это получилось, вы продумывали порядок действий, общались с экспертами (родителями и учителями), делали все до мельчайших деталей по инструкции, получали нужный продукт, и вам ставили за успешно сданный проект «отлично» в дневник. Руководитель проекта – это тот же маленький вы. Только задачи теперь выглядят гораздо сложнее.

В рамках подготовки проекта (рекламной кампании) нужно и управлять, и творить. Выбирать одно из двух не приходится. Можно, конечно, любой процесс формализовать и свести к минимуму творческий процесс, но какая реклама без креатива?

– Каковы плюсы и минусы работы менеджера проектов?

– Ничто другое мне не доставляет такого удовольствия, как видеть, что проект сделан, и сделан хорошо! Приятно осознавать, что это понравилось публике. Это как признание произведения искусства ценителями и успешная самореализация – два в одном. Моя работа подразумевает постоянное подстраивание под современный мир, надо быть в курсе всех тенденций и на рынке рекламы, и в предпочтениях людей .

К сожалению, в погоне за временем и стремлении быть с ним на одной скорости приходится жертвовать сном, выходными и часто заставлять работать себя и всю команду в нерабочее для нормальных людей время: ночами, по выходным, в праздники. Но игра стоит свеч – плюсов все равно больше.

Я по натуре перфекционист, поэтому стараюсь все проекты доводить до идеального состояния. Из-за этого иногда могу не уложиться в сроки, зато качество будет на высшем уровне. Постепенно опыт дает бонусы: сейчас удается делать и быстро, и качественно. Хотя это очень непросто.

– Позиция менеджера подразумевает командную работу. Как добиться максимального результата с минимальными потерями?

– У нас собралась очень хорошая команда – возможно, одна из лучших на рынке. Все люди разные, и это правильно – мы дополняем друг друга. Иногда получается, что приходит к нам человек на одну вакансию, а через 2-3 месяца он реализует себя совсем в другом направлении в рамках нашей компании. Работы много, и всегда тот, кто более-менее свободен, подхватывает и помогает тому, у кого перегруз. Все мы друг другу – друзья. Недавно к нам в команду пришел новый сотрудник и очень удивился: там, где он работал до этого, коллеги либо не общались между собой вообще, либо разговаривали много, но никогда о работе. А у нас все наоборот – мы очень много общаемся, и всегда о работе, даже когда уходим на перерыв – продолжаем трудовой процесс.

Все мы очень амбициозны, это позволяет нам двигаться только вперед, развиваться и находить более крупных клиентов.

На мне лежит ответственность за окончательное воплощение проектов в жизнь. Для этого надо найти индивидуальный подход и к клиенту, и ко всем, кто работает на проекте. Никогда не забывать о том, что для результативной работы важен каждый, потому что у любого сотрудника есть свои задачи в проекте; постоянно напоминать коллегам об этом и подталкивать их вперед – только так можно добиться успеха.

– Каким образом происходит формирование клиентской базы, и высок ли уровень конкуренции в вашей сфере деятельности?

– Не могу открывать всех тайн, скажу только, что поначалу мы добивались встреч с клиентами, шли на все, чтобы нас заметили, как и любая молодая компания. В итоге необходимость в прямых продажах практически отпала – клиенты сами стали выходить на нас. Сейчас мы прямые продажи делаем только при расширении сферы своих услуг.

На рынке большое множество мелких рекламных агентств, у которых и рекламодатели небольшие, а вот агентств покрупнее не очень много. Крупные компании ведут десятки популярных брендов с очень большой digital-активностью. Мы дружим практически со всеми крупными и средними компаниями, нам это иногда очень помогает. Рынок растет, соответственно и без того очень хорошая конкуренция будет повышаться.

– Какое образование должно быть у менеджера проектов? Или наличие практики может полностью перекрыть иногда возникающий недостаток теоретических знаний?

– Если посмотреть на известнейших руководителей крупнейших корпораций планеты – большая часть из них так и не получила высшего образования. Но история умалчивает, что эти люди все-таки проходили дополнительные обучающие программы, когда поняли, что компаниям надо не только удачно стартовать, но и постоянно развиваться.

К слову сказать, большая часть членов нашего коллектива, включая меня, – выпускники МФТИ, а некоторые успели даже по второму образованию получить. Нас в университете учили не зубрить, а понимать. Я никогда не учился на менеджера, поэтому не знаю, чему конкретно их учат, но если, как я думаю, дают знания обо всем в рамках его рынка, то это здорово и очень полезно. Не имея никаких навыков, сделать хоть что-то действительно нелегко.

Главное, конечно, практика, но, имея за плечами теоретическую базу, ориентироваться в реальном рынке получится проще и быстрее.

– Какими личными качествами должен обладать сотрудник, чтобы быть успешным и конкурентоспособным?

– Если говорить о проджект-менеджменте, то, несомненно, это стрессоустойчивость, находчивость, быстрое и адекватное мышление, аналитические способности, коммуникабельность, креативность . Если ты не обладаешь этими качествами, то все равно придется их приобрести, чтобы удержаться в этой профессии.

– Получается, что специальность предполагает постоянную смену проектов. Не возникает ли ощущение, что вся работа делается на бегу?

– Вся работа всегда на бегу – это так. Проекты зачастую идут параллельно, и важно уметь переключаться и не запутываться. Это такой своеобразный конвейер, на котором вся продукция выходит беспрерывным потоком, но, чтобы сделать ее лучшей, нужно очень постараться, само по себе оно так не получится. Каждый проект – это вызов.

Каждому нужно уделить достаточно внимания, чтобы он был действительно качественным, из-за этого возникает острый дефицит времени. Все проекты – разные, но процессы в рамках его подготовки достаточно формализованы, поэтому нужно построить четкий план действий и следовать ему.

Есть проекты, которые оставляют очень приятное впечатление и о проведенной рекламной кампании, и о рекламодателе, они греют душу.

– Как вы сами пришли в профессию и что посоветуете новичкам?

– Свою трудовую книжку я получил еще в десятом классе. С тех пор работал в разных сферах, изучал разные рынки, но в итоге все сводилось к рекламе, напрямую или косвенно. Хотя мое высшее образование с этим не связано, наверное, реклама – моя судьба.

Новичкам я советую все-таки получить образование в той сфере, в которой они собираются работать: на данный момент есть дефицит подкованных специалистов на рынке интернет-рекламы. Очень ценятся выпускники из ВШЭ, ГУУ, РЭУ имени Плеханова, МГИМО, МГУ. Стать гением в рекламе, не получив вообще никакого образования, к сожалению, невозможно – нужно понимать хоть какие-то принципы работы рынков. Но проблема также в том, что рынок развивается быстрее, чем совершенствуются образовательные программы. Так что сейчас обучают зачастую тому, что работало несколько лет назад, но не тому, что будет работать через два года, когда этот студент выпустится. На рынке digital возраст специалистов – от 21 до 30 лет: молодой рынок, молодые специалисты. Поэтому у них наверняка получится быть всегда в тренде, а это очень важно в рекламе.

Беседовала Алина Белините